Accelerating Master and PhD level nursing education development in the higher education system in Kazakhstan.
Совершенствование сестринского дела на уровне магистратуры и PhD докторантуры в системе высшего образования Казахстан – AccelEd
Проект «Совершенствование сестринского дела на уровне магистратуры и PhD докторантуры в системе высшего образования Казахстан – AccelEd» направлен на реформирование сестринской науки и исследований в системе высшего образования Казахстана, модернизации управления, менеджмента и функционирования здравоохранения и практики высшего образования в области естественных наук в Казахстане.
Модернизация в рамках AccelEd означает улучшение управления, планирования, обеспечения качества услуг, интернационализацию и более широкое признание сестринского образования на уровне магистратуры и PhD докторантуры, а также вклад в продвижение обучения на протяжении всей жизни в области сестринского дела. В качестве структурного проекта AccelEd будет реализован при содействии министерств, ответственных за здравоохранение и образование, что обеспечит устойчивость действий, а также включения результатов реализованных мероприятий в последующие операционные планы Республики Казахстан.
Цели и задачи проекта AccelEd были сформированы на основе проблем и вызовов, связанных с высшим сестринским образованием, и конкретных потребностей целевых групп проекта. Широкий круг национальных, местных и международных заинтересованных сторон, включая академический персонал и политиков, участвовал в разработке проектной заявки, тем самым обеспечивая достижимость целей и осуществимость решения поставленных задач, с учетом их актуальности для национального контекста Казахстана.
Таким образом, общая цель проекта по усилению сестринского образования на уровне магистратуры, а также созданию и внедрению PhD докторантуры по сестринской науке в Казахстане соответствует стратегическим интересам Республики Казахстан и удовлетворяет потребность специалистов в области сестринского образования, исследований и клинической практикой.
SPRING Setting peer review instruments and goals for medical (health) education
SPRING Определение инструментов и целей экспертной оценки в медицинском образовании
Страны: Грузия, Молдова, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Литва
Партнеры:- Batumi International University, Грузия;
- Tbilisi State Medical University, Грузия;
- Petre Shotadze Tbilisi Medical Academy, Грузия;
- Georgian National University SEU, Грузия;
- Nicolae Testemițanu State University of Medicine and Pharmacy, Молдова;
- Technical University of Moldova, Молдова;
- International Sakharov Ecological Institute of Belarusian State University, Беларусь;
- Gordno State Medical University, Беларусь;
- Avicenna Tajik State Medical University, Таджикистан;
- Khatlon State Medical University, Таджикистан;
- Medical University (Sofia), Болгария;
- Lithuanian University of Medical Sciences, Литва
- Создание Мультинационального совета по рецензированию (MPRB).
- Достижение последовательности непрерывного обзора программ и процессов академической деятельности, а также административных политик, процедур и действий в учебных заведениях партнерских стран.
- Увеличение квалификации преподавателей и административного персонала в проведении эффективных самооценочных задач и взаимного обзора.
- Создан и запущен в действие PRIMED-EECA.
- Повышение уровня международной активности учебных заведений в партнерских странах.
- Увеличение осведомленности ключевых заинтересованных сторон о достижениях проекта и других конечных продуктах.
Promoting the Innovation Capacity of Higher Education in Nursing during Health Services Transition
Содействие инновационному потенциалу высшего образования в области сестринского дела для реформирования здравоохранения.
Страны: Финляндия, Нидерланды, Словения, Казахстан
Партнеры:- Jamk University of Applied Science, Финляндия;
- Lahti University of Applied Sciences, Финляндия;
- Angela BoškinFaculty of Health Care, Словения;
- Hanze University of Applies Sciences, Нидерланды;
- Назарбаев Университет;
- Западно-Казахстанский государственный медицинский университет;
- Медицинский университет города Семей;
- Медицинский университет Астана
Целью проекта ProInCa было развитие устойчивого инновационного потенциала Казахстанских медицинских университетов для модернизации сестринского дела. Проект координировался Университетом прикладных наук JAMK и состоял из консорциума из пяти казахстанских медицинских университетов и четырех европейских высших учебных заведений. Проект был со-финансирован программой Erasmus+ По наращиванию потенциала в области высшего образования и поддержан Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения Республики Казахстан в период с 15.10.2017 по 31.01.2021.
В рамках проекта ProInCa:- Был создан Центр совершенствования сестринского дела (ЦССД). ЦССД имеет онлайн-платформу (https://nursekz.com/), которая объединяет все заинтересованные стороны в области сестринского дела: медицинские университеты и колледжи, больницы и клиники, национальные и региональные ассоциации медсестер, преподавателей, исследователей, практикующих медсестер, руководителей и т. д. Эта платформа содержит всю необходимую информацию для специалистов сестринского дела: клинические протоколы и рекомендации, методические рекомендации, учебные материалы, статистику, информацию об исследовательских проектах, базу данных национальных экспертов, контакты, полезные ссылки и т.д. Платформа также содержит блог для лидеров сестринского дела и форум для обмена мнениями и идеями.
- Методические рекомендации для медицинских вузов по созданию научно-исследовательской инфраструктуры сестринского дела и приоритетные направления исследований в области сестринского дела (Отчет о рекомендациях медицинским университетам для создания исследовательской программы в области сестринского дела) были разработаны с целью создания новых исследовательских программ в области сестринского дела.
- Были созданы образовательные программы для бакалавров по таким курсам, как «Основы доказательной сестринской практики» и «Доказательная сестринская практика», а также для магистров по дисциплине «Внедрение доказательной сестринской практики». Учебные материалы на казахском, русском и английском языках находятся в свободном доступе на сайте ЦССД (https://nursekz.com/).
- Разработаны образовательные модули для магистерских курсов «Исследовательские проекты и проекты развития в сестринском деле» и «Методология качественных и количественных исследований в сестринском деле». Были предоставлены инструкции по их применению в исследовательских курсах медсестер с уровнем прикладного и академического бакалавриата.
- Учебные материалы на казахском, русском и английском языках находятся в свободном доступе на сайте ЦССД (https://nursekz.com/).
- Учебно-методические материалы для повышения квалификации медсестер - руководителей были разработаны по четырем темам: определение направления, управление услугами и достижение результатов, профессионализм и этика и управление людскими ресурсами и командами. Материалы на русском и английском языках находятся в свободном доступе на сайте ЦССД (https://nursekz.com/).
- Готова к регистрации Ассоциация лидеров сестринского дела медицинских организаций Республики Казахстан.
- Был подготовлен пул национальных академических экспертов в области доказательного сестринского дела, сестринских исследований и сестринского лидерства и менеджмента, и более 500 медсестер и обучающихся по специальности «Сестринское дело» из всех регионов страны приняли участие в тренингах ProInCa или использовали материалы в своих исследованиях и, тем самым, повысили свой профессиональный потенциал.
- В целях продолжения работы по развитию сестринского образования в Казахстане был запущен новый проект Эрасмус + CBHE «Совершенствование сестринского 12 дела на уровне магистратуры и докторантуры в системе высшего образования Казахстана» (AccelEd).
Strengthening Network for Education, Research and Innovation in Environmental Health in Asia
Укрепление сети по образованию, исследованиям и инновациям в области состояния окружающей среды и здоровья в Азии
Страны: Италия, Эстония, Германия, Нидерланды, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Индия.
Партнеры:- University of Milan, Италия
- University of Tartu, Эстония
- Technical University Berlin, Германия
- Learning Foundation and Developing
- Occupational Health, Нидерланды
- EMC Space Technologies GmbH, Германия
- International school of medicine, Кыргызстан
- Osh State University, Кыргызстан
- NGO “Taasir-Impact”, Кыргызстан
- Avicenna Tajik State Medical University, Таджикистан
- Khujand State University, Таджикистан
- Ramakrishna Mission Vivekananda University, Индия
- Padmashri Vikhe Patil College, Индия
Целью проекта ProInCa было развитие устойчивого инновационного потенциала Казахстанских медицинских университетов для модернизации сестринского дела. Проект координировался Университетом прикладных наук JAMK и состоял из консорциума из пяти казахстанских медицинских университетов и четырех европейских высших учебных заведений. Проект был со-финансирован программой Erasmus+ По наращиванию потенциала в области высшего образования и поддержан Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения Республики Казахстан в период с 15.10.2017 по 31.01.2021.
В рамках проекта ProInCa:- В рамках проекта 20 магистрантов и докторантов университета обучались на курсах по повышению уровня владения английским языком (уровни В1 и А1).
- Участники проекта и сотрудники университета прошли тренинги в Университете Милана, Университете г. Тарту (Эстония), Берлинском Техническом Университете.
- 1 магистрант и 1 докторант МУК прошли обучающие курсы по вопросам охраны окружающей среды и профессионального здоровья и научных исследований в университете г. Тарту.
- Организована E-lab, оснащенная всем оборудованием, предусмотренным проектом.
- Разработаны и используются анкеты для изучения уровня информированности обучающихся о проекте, а также для изучения и анализа удовлетворенности условиями обучения и учебными программами.
- Пересмотрены и обновлены 14 существующих учебных программ, разработано 14 новых программ дисциплин MSc & PhD в сфере охраны окружающей среды, профессионального здоровья и общественного здравоохранения с учетом потребностей стейкхолдеров. Разработка учебных программ осуществлялась опытными специалистами при поддержке экспертов проекта с привлечением молодых сотрудников для развития их потенциала. Содержание учебных программ соответствует направлению «Охрана окружающей среды и профессиональное здоровье». На все программы получены положительные рецензии от независимых экспертов. С целью объективной оценки результатов проекта внешними стейкхолдерами учебные программы высланы НПП «Атамекен».
- Проведены мастер-классы для специалистов в области гигиены труда, общественного здравоохранения.
- На национальном уровне результаты реализации проекта способствуют развитию и укреплению сотрудничества Казахстанскими и зарубежными вузами-партнерами, между медицинскими университетами Республики, улучшению их образовательного и исследовательского потенциала, активизации академической мобильности. Результаты исследовательской работы способствуют улучшению качества окружающей среды, повышению уровня здоровья и социального благополучия населения.
- На институциональном уровне в рамках проекта в образовательную программу магистратуры специальности «Общественное здравоохранение» внедрены новые и переработанные учебные программы. Проведен рекрутинг и обучение магистрантов по направлению «Охрана окружающей среды и профессиональное здоровье».
- Реализация проекта способствовала использованию новых знаний, умений и навыков в преподавании, полученных на учебных семинарах и летних школах в рамках Erasmus+, внедрению в учебный процесс подхода “flipped class”, инструментов для учебного процесса (Quizizz, Kahoot, Dashboard).
Towards Incoming International University Communities
Открываясь навстречу новым университетским сообществам
Страны: Испания, Швеция, Эстония, Франция, Португалия, Казахстан, Китай
Партнеры:- Universitat Politècnica de Catalunya (UPC), Испания
- KTH Royal Institute of Technology, Швеция
- Tallinn University of Technology (TUT), Эстония
- Instituto Superior Técnico (IST), Португалия
- Universitat Rovira i Virgili (URV), Испания
- Université Perpignan Via Domitia (UPVD), Франция
- Beihang University (BUAA), Китай
- Tongji University, Китай
Консорциум разработал портал с информацией и инструментами от каждой страны-партнера и учреждения, касающимися интернационализации, и разместил в удобной для пользователя форме публикацию, опубликованную в разделе “Сравнительный анализ практики интернационализации”. Портал призван стать ориентиром в интернационализации для казахстанских и китайских высших учебных заведений. Совместно с фасилитаторами (участниками программы и партнерами) для поддержки студентов, преподавателей, исследователей и других вузов, не входящих в консорциум, которые получат выгоду от Портала по практикам интернационализации. Более того, платформа была создана в соответствии с принципами открытого исходного кода, поэтому любое учебное заведение (частное или государственное) может скачать ее, улучшить, адаптировать и свободно использовать. Например, мэрии могут использовать ее для создания платформы для продвижения университетов одного конкретного города или региона.
Результаты сравнительного анализа структурированы по 6 основным параметрам:
- Факты и цифры.
- Международные структуры и модель.
- Академические предложения и обучение для академического и неакадемического персонала.
- Службы поддержки студентов.
- Международное продвижение и известность.
- Маркетинг и коммуникация.
Страны: Польша, Словения, Швеция, Финляндия, Италия, Великобритания.
Партнеры:- Lund University, Швеция
- Lublin University of Technology, Польша
- University of Ljubljana, Словения
- Savonia University of Applied Science, Финляндия
- Universita Cattolica del Sacro Cuore, Италия
- Университет Ага Хана-Институт по изучению мусульманской цивилизации, Великобритания
Проект TRUNAK направлен на решение национальных приоритетов Казахстана, Его внимание сосредоточено на одной из главных задач – управлении автономией университета.Более высокая степень организационной, финансовой, академической и кадровой свободы является предпосылкой модернизации управления университетом. Университеты и министерства согласны с тем, что для выполнения их задач необходимы соответствующие рамки. Работая в области университетской автономии, проект TRUNAK окажет существенное влияние на казахстанскую отрасль высшего образования. Несмотря на важность других проблем, также актуальных для управления университетом, мы считаем, что автономия необходима, в первую очередь, для создания прочной основы для дальнейшей организационной модернизации.
В Казахстане предпринимаются усилия по децентрализации и модернизации университетских структур, их организации и управления. Назарбаев Университет, имеет высокую степень автономии, и полученный опыт может быть использован в других вузах. С другой стороны, до сих пор не ясно, в какой мере автономия будет предоставлена во всей системе высшего образования.
Автономия университетов ЕС является фундаментальным вопросом. Европейская ассоциация университетов представляет собой независимый голос Европейских университетов: “Ясно, что автономия не означает отсутствие правил. Государство должно обеспечить соответствующие рамки, в которых университеты могли бы наилучшим образом выполнять свои задачи”. Наш проект предлагает подход “снизу-вверх”, который является новым по сравнению с предыдущим опытом, и способствует конструктивному обсуждению вопроса автономии университетов совместно с министерствами. Существующая ситуация такова, что правительство прилагает огромные усилия для децентрализации и модернизации университетского управления, но желательно более полное и структурированное выражение точек зрения университетов.
Казахстан уже присоединился к Болонскому процессу, консорциум TRUNAK видит явный эффект от этой инициативы, также от флагманской инициативы ЕС “Инновационный Союз” обозначенной в Стратегии «Европа 2020» для интеллектуального, устойчивого и инклюзивного роста. В инициативе говорится о необходимости освобождения Европейских университетов от чрезмерного регулирования и микроменеджмента в обмен на полную подотчетность. В ЕС Европейская ассоциация университетов разработала инструмент университетской автономии для бенчмаркинга национальной политики в области университетской автономии. Определения и методология, разработанные в инструменте автономии университета, будут использоваться в качестве инструментов этого проекта.
Страны: Казахстан, Швеция, Чехия, Греция, Великобритания, Вьетнам, Украина
Партнеры:- Karolinska Institutet, Швеция
- Masaryk University, Чехия
- Aristotle University of Thessaloniki, Греция
Первый этап был реализован с ноября 2015 года по март 2016 года. Был проведен анализ образовательной программы «Общая медицина» и определено место в образовательной программе для внедрения педиатрических и новых кейсов с медицинскими ошибками. Разработано расписание для педиатрических кейсов с медицинскими ошибками на осенний семестр 2016-2017 учебного года для студентов 4 курса «Общая медицина», по модулю «Детские болезни» с внедренными педиатрическими кейсами.
Второй этап с января по июнь 2016 г. Университет Святого Георга, (Великобритания) представил 6 бранчевых педиатрических кейсов на английском языке, которые были переведены и адаптированы тьюторами – адапторами. При адаптации и переводе учитывались социально-экономические факторы, национальные протоколы и другие факторы. Из 6 бранчевых кейсов были сформированы 6 линейных кейсов, которые были загружены в OpenLab для проведения занятий. В ноябре-декабре 2016 года были проведены занятия у 64 студентов, которые прошли обучение по линейным и бранчевым кейсам с медицинскими ошибками. После каждого кейса студенты проходили онлайн анкетирование.
Третий этап начался с января по июнь 2017 г. В декабре два тьютора в Лондоне прошли тренинг по написанию кейсов, которые по приезду обучили других тьюторов (5). С февраля месяца наши тьюторы написали 6 кейсов с медицинскими ошибками и были загружены в OpenLab. В сентябре 2017 г., новые кейсы будут протестированы и внедрены в расписание для студентов 5 курса «Общая медицина». Занятия по новым кейсам запланированы в ноябре-декабре 2017 года.
Страны: Испания, Франция, Нидерланды, Португалия
Партнеры:- University of Barselova, Испания
- Universite de Poitiers, Франция
- Redbound University Nijmegen, Нидерланды
- University of Porto, Португалия
- Universitat Politecnica de Valencia, Испания
CASEU (Центральноазиатские и европейские университеты) - это проект Erasmus Mundus при финансовой поддержке Европейской комиссии, который предлагает стипендии европейским магистрантам, исследователям PhD и сотрудникам (академическим и административным) для прохождения периода мобильности в некоторых из лучших университетов Казахстана или Узбекистана. Это полностью оплачиваемые стипендии; они включают ежемесячное пособие, командировочные расходы, страховку и плату за обучение.
Основные цели:- Установить прочные связи и потоки мобильности между Казахстаном, Узбекистаном и европейскими университетами, охватывающие уровни магистратуры, PhD и персонала.
- Разработать стратегии и создать руководство по передовой практике для улучшения мобильности между европейскими высшими учебными заведениями (вузами) и вузами Центральноазиатских республик.
- Способствовать взаимообогащению и межкультурному взаимопониманию людей, участвующих в проекте, включая получателей стипендий, которые по возвращении смогут распространить свой опыт среди общества в целом.
- Активизировать и расширить сети международной академической мобильности, уже существующие в некоторых европейских вузах, а также в казахстанских и узбекских вузах.
- Разработать совместную стабильную и непрерывную схему мобильности, которая будет достигнута за счет большего числа двусторонних соглашений о мобильности студентов и сотрудников, которые будут способствовать совместному обучению в докторантуре и получению степеней и позволят размещаться за рубежом.
Страны: Испания, Швеция, Португалия, Грузия, Армения, Казахстан
Партнеры:- Polytechnic University of Catalonia, Испания
- Instituto Superior Técnico, Португалия
- Royal Institute of Technology, Швеция
- Ilia State University, Грузия
- University of Kutaisi, Грузия
- Armenian State University of Economics, Армения
- Russian-Armenian (Slavic) University, Армения
- American University Armenian Fund, Армения
Укрепление компетенций руководителей высших учебных заведений высшего и среднего звена посредством разработки стратегии управления человеческими ресурсами и развития персонала, направленной на решение проблем, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения в странах-партнерах в процессе экономических преобразований и глобализации.
Основные цели:- Аудит процессов и процедур управления персоналом для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, имеющихся в этой области.
- Определение потребностей в обучении на основе карты компетенций HR в университетах.
- Организация учебных мероприятий для тренеров (экспертов в области управления персоналом в странах-партнерах), которые затем будут обучать специалистов по управлению персоналом (PTS и обслуживающий персонал) в каждом университете-партнере.
- Обучающие семинары по важнейшим вопросам управления персоналом (указанным выше) для повышения компетентности руководителей высшего и среднего звена (таких как PTS, административный и технический персонал).
- Разработка стратегического плана развития отдела кадров в каждом университете-партнере с учетом конкретных требований, выявленных на основе анализа результатов аудита.
- Внедрение стратегического плана в течение второго и третьего лет реализации проекта для выявления отклонений и улучшения результатов.
- Создание отдельных ресурсных центров в каждом университете-партнере с материалами, а также онлайн платформы, для коллективного использования информации по управлению персоналом.
- Разработать и опубликовать справочник с материалами по управлению персоналом, результатами обучающих мероприятий и стандартизированными процессами управления персоналом.
Страны: Греция, Великобритания, Казахстан, Кипр, Грузия, Украина
Партнеры:- Aristotle University, Греция
- St. George’s University of London, Великобритания
- University of Nicosia, Кипр
- David Tvildiani Medical University, Грузия
- Akaki Tsereteli State University, Грузия
- Zaporozhye State Medical University, Украина
- Sumy State Medical University, Украина
- Созданы и оснащены центры медицинского образования (MECS) созданы и оснащены в НАО МУК и НАО МУА с основной целью разработки и координации инновационных практик в образовании.
- Усилены образовательной программы для студентов путем введения модуля PBL в 1,2 и 3 курсах учебной программы “Общая медицина”.
- Создан банка кейсов PBL VP (53 кейса на казахском и русском языках) по различным областям медицины и возможность их использования в образовательном процессе для медицинских университетов Казахстана и других медицинских учреждений общего профиля
- Повышен потенциал профессорско-преподавательского состава: преподаватели были обучены адаптировать новые методы преподавания (адаптация кейсов, написание и проведение презентаций), уделяя особое внимание преподаванию фундаментальных наук и созданию “критической массы” на факультете для внедрения образовательной культуры, основанной на проблемном обучении, на национальном уровне.
- Подписаны и реализуются меморандумы о взаимопонимании с зарубежными партнерами консорциума ePBLnet, сформирована надрегиональная сеть центров медицинского образования, ориентированная на PBL и виртуальных пациентов.
- Созданные центры медицинского образования помогли распространить опыт ePBLnet на другие университеты на национальном уровне и привели к естественному развитию интегрированного системного подхода к обучению практически во всех медицинских университетах страны. Реальные или виртуальные встречи с пациентами на раннем этапе медицинского образования обеспечивают насыщенные и запоминающиеся условия для обучения, позволяющие подготовить критическую массу медицинских работников, способных к критическому мышлению и привносящих позитивные изменения во всю систему здравоохранения.
На региональном уровне проект ePBLnet помог укрепить связь преподавателей фундаментальных наук с клиницистами и сделать образование более практико-ориентированным и связанным с реальным рынком труда, тем самым повысив общественный имидж МУК и АМУ в регионе.
На индивидуальном уровне внедрение инновационных методов преподавания и обучения позволило преподавателям фундаментальных наук быть ближе к потребностям реальной клинической практики; профессорско-преподавательский состав приобрел новые знания и компетенции в области новых образовательных технологий и создания электронных учебных ресурсов и материалов.
Страны: Кыргызстан, Казахстан, Италия, Швеция, Эстония, Таджикистан
Партнеры:- Международная высшая школа медицины, Кыргызстан
- Университет Милан, Италия
- Университет Гётеборг, Швеция
- Университет Тарту, Эстония
- Ошский государственный университет, Кыргызстан
- Таджикский национальный медицинский университет им. Абу Али ибн Сина, Душанбе, Таджикистан
- Худжандский государственный медицинский университет, Таджикистан
- НИИ профилактической медицины, Душанбе Таджикистан
- НПО “Таасир-Импакт”, Бишкек, Кыргызстан
Реализация данной программы продолжалась с 2012 по 2015 годы. В проекте приняли участие 14 университетов из Кыргызстана, Казахстана, Индии, Таджикистана, Германии, Швеции, Эстонии и Италии. В результате, МВШМ успешно внедрила программу PhD в области общественного здравоохранения. 2 аспиранта прошли 1-месячную стажировку в Миланском университете. 19 сотрудников МВШМ усовершенствовали знания английского языка, а 44 педагога повысили педагогическую и научную квалификацию в рамках проекта. Была создана центрально-азиатская сеть в сфере образования, науки и инноваций, а также в области гигиены окружающей среды. 1 международная заявка на грант была успешно одобрена.