АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Обучение, преподавание и оценка, ориентированные на обучающихся

1) Обучение и преподавание в Университете осуществляется на основе кредитной технологии обучения на основе выбора траектории обучения (формирования индивидуального учебного плана) с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя. Основными задачами организации учебного процесса являются: унификация объема знаний; создание условий для максимальной индивидуализации обучения; усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся; выявление учебных достижений обучающихся на основе эффективной и прозрачной процедуры их контроля.

2) Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается Председателем Правления-Ректором НАО «МУК» в соответствии с уставом и внутренними нормативными документами. Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На первом курсе в учебный год включается ориентационная неделя, на выпускных курсах – период итоговой аттестации, для обучающихся на военной кафедре – учебный сбор.

1) В университете проводится ориентационная неделя для обучающихся 1 курсов всех образовательных программ, целью которой является содействие успешной социально-психологической адаптации студентов-первокурсников и интеграции обучающихся в новую образовательную среду, ознакомления с историей и традициями университета, принципами кредитной технологии обучения (в т.ч. с процедурой записи на дисциплины и выбора преподавателя) и перспективами будущей профессиональной деятельности, академической политикой и правилами внутреннего распорядка. Организация ориентационной недели и разработка программы возлагаются на профильные школы/деканаты.

2) Задачи ориентационной недели:
  1. проведение психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов;
  2. подготовка первокурсников к новым условиям обучения;
  3. установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе;
  4. формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов;
  5. предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой;
  6. оптимизация процесса адаптации первокурсников к новым условиям вуза.
3) Во время ориентационной недели обучающиеся встречаются с эдвайзерами/ кураторами, представителями студенческих организаций, знакомятся со структурными подразделениями университета (библиотечно-издательский центр, школы/деканаты, центр симуляционных и образовательных технологий, лаборатории и др.), своими правами и обязанностями.

4) Сроки проведения ориентационной недели отражаются в академическом календаре.

1) Порядок формирования индивидуального учебного плана обучающегося организован в соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.

2) Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося.

3) ИУП формируется обучающимся самостоятельно или с помощью эдвайзера, на основании образовательной программы, каталога элективных дисциплин (для ТиПО – на основании рабочего учебного плана) и академического календаря, на каждый учебный год. Обучающиеся первого курса формируют ИУП после издания приказа о зачислении.

4) Школы размещают на студенческом портале академический календарь, рабочий учебный план и каталог элективных дисциплин. Эдвайзеры информируют закрепленных за ними обучающихся об объеме обязательных и элективных дисциплин для освоения на следующий (или текущий – для обучающихся первого курса) учебный год, организуют и проводят консультации по формированию ИУП и выбору образовательной траектории, ориентируют обучающихся в выборе актуальных элективных дисциплин в соответствии с требованиями образовательной программы, а также знакомят с условиями отказа от выбранного курса.

5) Эдвайзеры несут ответственность за квалифицированную консультацию по выбору дисциплин.

6) Обучающийся при выборе дисциплин одновременно имеет возможность выбора преподавателя. Школы формируют список ППС по дисциплинам рабочего учебного плана и передают в блок офиса регистратора ДАР для внесения в АИС «Платон».

7) При определении индивидуальной траектории обучения обучающийся в рамках вузовского компонента и компонента по выбору выбирает:

1. дисциплины по основной образовательной программе (Major);

2. дисциплины по дополнительной образовательной программе (Minor), при этом кредиты за дисциплины Minor входят в объем основной программы.

8) Выбор и освоение дисциплин Minor осуществляется для получения дополнительных компетенций по смежным или профильным ОП, а также для удовлетворения личных потребностей обучающегося. Компонент по выбору по базовым и профилирующим дисциплинам должен быть организован в форме нескольких Minor. При этом обучающийся выбирает на втором курсе бакалавриата только одну программу Minor.

9) Обучающийся выбирает дисциплины, используя инструкции, размещённые на портале. Обучающийся несет ответственность за формирование ИУП и полноту освоения курса обучения в соответствии с требованиями рабочего учебного плана специальности/образовательной программы. Сформированный ИУП после утверждения деканом школы/факультета доступен в личном кабинете обучающегося в АИС «Платон».

1) Алгоритм записи на учебные дисциплины обучающихся всех курсов включает следующие шаги:
  1. знакомство с эдвайзером;
  2. посещение обучающимися презентаций преподавателей и курсов по выбору.
  3. консультации с эдвайзером, выбор и обсуждение элективных курсов по каталогу элективных дисциплин, при необходимости оформление проектов индивидуальных планов;
  4. регистрация на учебные дисциплины в установленном порядке;
  5. перерегистрация после закрытия нерентабельных дисциплин.
2) Процедура регистрации на учебные дисциплины обучающихся 1 курса проводится во время их участия в ориентационной неделе.

3) Дата и время регистрации на элективные дисциплины определяются академическим календарем.

4) Школы устанавливают минимальное число обучающихся, необходимое для изучения дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число обучающихся в академическом потоке. В случае, если на данную дисциплину в установленные сроки записалось число обучающихся меньше минимально установленного, то дисциплина не открывается и не вносится в рабочий учебный план. Обучающиеся, записавшиеся на закрытую дисциплину, должны в установленные сроки пройти перерегистрацию.

1) Университет создает условия для внедрения инновационных методов преподавания и использования передовых технологий обучения. Преподаватели коллегиально выбирают методы обучения, способы, формы организации и проведения учебных занятий на основе образовательной программы и силлабуса, учитывая обратную связь от обучающихся.

2) Используемые методы и формы обучения предлагаются ответственными за дисциплину преподавателями, методистами, обсуждаются на заседаниях кафедр/Совета школы, заседаниях комитетов по обеспечению качества при школах (далее – КОКШ). Преподаватели имеют права предлагать новые инновационные методы обучения с обязательной дальнейшей оценкой эффективности их внедрения. Внедрение новых методов преподавания сопровождается разработкой и утверждением методических рекомендаций по их проведению. Преподаватели, КОКШ получают обратную связь по удовлетворенности студентов используемыми методами обучения путем проведения опроса (анкетирование, метод фокус-групп и др.)

3) Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляет проректор по академической работе, непосредственное руководство по реализуемой ОП – руководители ОП, деканы.

4) Утвержденные формы проведения лекционных, практических, лабораторных занятий, СРОП и СРО отражаются в силлабусах дисциплин. Подразделением, выполняющим координирующую функцию по внедрению и реализации новых методов обучения, является Центр симуляционных и образовательных технологий (ЦСОТ).

5) В Университете могут использоваться следующие формы организации учебного процесса и методы обучения:

Лекция – форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Выбор форм, методов и приемов чтения лекций во многом зависит от специфики преподаваемой учебной дисциплины и состава академической аудитории.

Типы лекций:

Вводная лекция дает первое целостное представление о дисциплине и ориентирует обучающегося в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит обучающихся с целью и назначением курса, его ролью, местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки, имена известных ученых. Намечаются перспективы развития науки, её вклад в практику. Теоретический материал связывается с практикой будущей работы специалиста. На этой лекции могут высказываться методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также может даваться анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой обучающимся, уточняться сроки и формы отчетности.

Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через постановку проблемы, задачи или ситуации. При этом процесс познания обучающихся в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация – представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видеолекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Лекция-пресс-конференция – проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Лекция вдвоем (бинарная лекция) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение обучающихся в обсуждение проблемы.

Лекция с заранее запланированными ошибками – рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-консультация – может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы обучающихся по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение обучающимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. На сегодняшний день является устаревшей формой и используется в практике высшей медицинской школы ограниченно.

2) Практическое занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в углублении, расширении и закреплении знаний обучающихся, формировании умений и навыков. Практические занятия развивают клиническое, научное мышление и речь обучающегося, позволяют проверить и оценить знания обучающихся. При традиционном методе ведения практических занятий основное внимание в них сосредоточено на предмете изучения. Преподаватель становится раздающим информацию.

Активные формы проведения практических занятий:

Интерактивное обучение – метод, основанный на постоянном мониторинге результатов освоения образовательной программы, текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и обучающегося в течение всего процесса обучения.

Ситуационные задачи – в основе лежит разбор конкретного случая из практики, т.е. ситуационных задач, подготовленных педагогами. Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления обучающегося, поощряет творческий спор, значительно стимулирует обучающихся и даёт или чувство удовлетворенности от своей работы.

Типы ситуационных задач:

Задачи с недостающими исходными данными, для решения которых нужно получить дополнительные сведения из анамнеза заболевания, инструментальных и лабораторных исследований и т.д. Только при этих самостоятельно полученных студентом значимых данных возможно осуществить диагностику и назначить лечение.

Задачи с избыточными исходными данными, содержащие сведения не представляющие необходимые основания для диагностики и лечения заболевания. Эти задачи содержат некий «информационный шум» для его последовательного исключения из мыслительной деятельности обучающихся по нахождению правильного ответа.

Задачи с неопределенностью в постановке вопроса, требующие дополнительных рассуждений по идентификации причин и следствий, утверждений и обоснований, явлений и признаков на разных этапах течения заболевания.

Задачи с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии, отражающими: результаты исследований по разным методикам; показатели, взятые на разных этапах течения болезни; введенные данные по смежным заболеваниям и т.п. Деятельность студентов при решении таких задач направлена на исключение противоречий, уточнение адекватных состоянию больного данных и, на их основе, нахождению правильного ответа.

Задачи, допускающие лишь вероятностное решение, что является достаточно характерным для медицины, которая не относится в полной мере к точным наукам. В этом случае студенты воспроизводят ряд рассуждений, устанавливают логические связи, с точной ориентацией обоснования на утверждение и их взаимозависимостью

Задачи с ограниченным временем решения, формулирующие экстремальные медицинские ситуации, решение которых направлено на отработку быстроты постановки диагноза совершения лечебных мероприятий.

Задачи, требующие использования предметов с необычной для них функцией (ложка при осмотре горла, ветка при наложении шины и т.д.), решение которых помогает сформировать «врачебную смекалку» в нетипичных ситуациях.

Интерактивные формы проведения практических занятий:

Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая) игра – это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задачи или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах.

Метод занятия по принципу «снежного кома» – дается индивидуальное время на размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре, восемь человек и так до тех пор, пока в обсуждении не примет участия вся группа. Метод преследует цель дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения и, используя те знания и опыт, которые имеются у всей группы, предложить богатую смесь из информации и комментариев.

Метод «ручка в центре стола» – основан на привлечении к участию всех участников группы, способствует концентрации внимания и активизирует обучающихся. Группе предлагается совместное решение одного задания (вопросы этиологии, клиники, лечения...). На один лист каждый обучающийся записывает 1 вариант ответа и передвигает лист товарищу, при этом свою ручку передвигает в центр стола. При отсутствии ответа, ручка остаётся у студента. Все ответы обсуждаются совместно, анализируются верные и неверные варианты. Анализ и повтор верных ответов повышают уровень усвоения и запоминания материала.

Каждый учит каждого – стратегия дает возможность обучающимся принимать участие в обучении и передаче своих знаний одногруппникам. Использование этого метода даст обучающимся общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, а также вызовет вопросы и повысит интерес.

Ученик в роли учителя – до занятия материал разбирается с одним обучающимся, а затем обучающийся рассказывает этот раздел темы всей группе, «обучает» товарищей, отвечает на их вопросы.

Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других. Обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки, упорядочивает и закрепляет знания.

Дебаты – технология обучения, облаченная в состязательную форму. Особая форма дискуссии, ведущейся по определённым правилам, приобщает обучающихся к нормам и ценностям гражданского, научного или профессионального сообщества, в адаптации к условиям современного общества, рынка и производства, предполагающее умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы

Метод Problem-based learning (PBL) – это четко структурированное занятие, относится к активным методам обучения, в основе которого применяется студент-центрированный подход. Данная методика ставит проблему и способствует решению проблемы через развитие познавательно-поисковой деятельности, анализ полученных данных и учит студента навыкам принятия решения.

Team-based learning (TBL) или командное обучение – активный метод обучения, четко структурированный по фазам, ориентированный на развитие навыков коммуникации и командной работы у обучающихся.

Research-based learning (RBL) или обучение, ориентированное на исследовании – одна из форм активного метода обучения, основанного на использовании исследования как инструмента образовательного процесса. Цель обучения – научить определять проблемы и вопросы, требующие решения, оценивать и анализировать ресурсы, которыми он располагает, выбирать оптимальные пути решения, используя навыки критического мышления и аналитические способности. Данная методика ставит проблему и способствует решению проблемы через развитие познавательно-поисковой деятельности, анализ полученных данных и учит обучающегося навыкам принятия решения.

Виртуальный пациент - интерактивная программа для воспроизведения клинических задач (кейсов) с реалистичными 3D моделями пациентов. В программе симуляция диалога с виртуальным пациентом, а также различные симуляции физикального обследования, осмотра, диагностики и лечения «виртуального пациента». Программа включает только клинически достоверные диалоги, обучает, позволяя пользователю программы влиять на результат приема больного, позволяет проводить тестирование в условиях, приближенных к реальным и проверят подготовленность студента, выявлять его сильные и слабые стороны.

Стандартизированный пациент - специально подготовленный человек, который принимает участие в обучении и оценке компетенций обучающегося. Стандартизированный пациент инсценирует/симулирует клинический случай (клиническую задачу), согласно заданному клиническому сценарию.

Симуляционное обучение – получение профессиональных компетенций и практических навыков в безопасной образовательной среде посредством использования манекенов, тренажеров, специального оборудования под руководством специально обученных тренеров. Это позволяет приобрести и совершенствовать свои практические навыки перед применением их в реальной практике без потенциальных рисков для пациентов.

Семинарское занятие (семинар) – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение обучающимися теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Лабораторное (практическое) занятие – выполнение студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ дисциплины, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практика - специальная форма организации учебного процесса на производстве (в клинике, в симуляционной среде и др.), направленная на закрепление теоретического материала, получаемого обучающимися в процессе академического обучения, и приобретение ими знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

Учебный сбор студентов в войсках – является заключительным этапом военной подготовки, проводимый в целях закрепления практических навыков, полученных студентами на военной кафедре при изучении военных и военно-медицинских дисциплин, и проведения итоговой аттестации.

Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) – работа обучающегося под руководством преподавателя по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, проводимая по графику офисных часов преподавателя. Формы проведения СРОП и обязательность посещения определяются в силлабусах дисциплин.

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

Основными видами самостоятельной работы студентов является подготовка контрольных, курсовых, дипломных работ и проектов:

Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы обучающихся, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала по определенной теме конкретной учебной дисциплины за определенный период обучения, документирующая форму отчетности по самостоятельной работе студента в процессе изучения конкретной учебной дисциплины.

Курсовая работа – один из основных видов самостоятельной работы обучающихся, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих или практических задач в ходе исследования, художественного творчества по определенной теме, документирующая форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.

Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение обучающимся, или группой обучающихся, какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Дипломная работа – один из основных видов самостоятельной работы студентов, имеющий исследовательский характер, выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы соответствующей профилю образовательной программы;

Дипломный проект – выпускная работа студента, представляющая собой самостоятельное решение прикладных задач, соответствующих профилю образовательной программы, выполненное с применением проектных подходов и (или) в виде подготовки бизнес-проектов, модели, а также проектов творческого характера и других проектов.

Самостоятельная работа резидента (СРР) – один из видов учебной работы, предполагающий самостоятельную работу резидента по каждому модулю/дисциплине, включенной в учебный план. В ходе самостоятельной работы резидент осваивает теоретический материал, закрепляет знание теоретического материала практическим путем (дежурства, курация пациентов, освоение практических навыков и т.д.); применяет полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (групповые дискуссии, деловые игры, анализ ситуации, разработка проектов и т.д.); применяет полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (участие в научно-исследовательской работе). Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуются как единство двух форм: самоконтроль и самооценка; контроль и оценка со стороны преподавателей и др.

Самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя является внеаудиторным видом работы магистранта, которая выполняется им в контакте с преподавателем по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРМП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль заданий СРМ.

Портфолио – это собрание личных достижений студента, резидента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и во внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами.

В университете приветствуется внедрение и других инновационных методов обучения.

1) Для формирования у обучающихся ответственности за свое обучение, независимого и критического мышления в процессе обучения в Университете организована самостоятельная работа обучающихся, являющаяся внеаудиторным видом работы, которая выполняется ими как самостоятельно (СРО), так и в контакте с преподавателем (СРОП).

2) Университет организует самостоятельную работу обучающихся, исходя из конечных результатов обучения и их готовности к независимому обучению. Роль самостоятельной работы обучающихся, как правило, возрастает по мере прогресса обучающихся. Университет определяет формы и методы самостоятельного обучения и гарантирует своевременное предоставление ППС обратной связи обучающимся по ходу выполнения заданий для самостоятельной работы, а также определяет критерии для их оценки.

3) Все виды самостоятельных работ описываются в силлабусе и УМКД с указанием конкретных заданий, критериев оценки и графика сдачи заданий.

Комплексная оценка учебных достижений обучающихся Университета регламентируется «Правилами рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся», соблюдение которых является обязательным для всех обучающихся и структурных подразделений университета – участников образовательного процесса.

Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», и «неудовлетворительно» – «FХ», «F»,) и оценкам по традиционной системе.

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся



Обучающиеся обязаны посещать все виды аудиторных занятий – лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, и выполнить все задания, включая СРОП и СРО.

Обучающиеся ВО и ПВО отрабатывают практические занятия и лабораторные работы, пропущенные только по уважительной причине, в часы консультаций, в течение двух недель после получения допуска, но не позднее последней недели семестра. Пропущенные по неуважительной причине занятия не отрабатываются. Если количество часов пропусков по неуважительной причине составляет 50% и более от общего числа часов, отведенных на практические занятия и лекции, относящиеся к данному заданию, обучающийся не допускается к сдаче задания и в электронный журнал ставится «0».

Обучающиеся ТиПО отрабатывают занятия, пропущенные по уважительной и по неуважительной причине.

Документ, подтверждающий уважительную причину пропуска занятий, предоставляется обучающимся в Центр обслуживания студентов Департамента академической работы НАО МУК (далее – ЦОС) на сайте https://cos.qmu.edu.kz не позднее трех рабочих дней со дня получения этого документа.

Аттестация обучающихся по посещаемости проводится школами по данным АИС Платон ежемесячно к 25 числу.

Правила отработки пропущенных занятий определяются политикой, отраженной в силлабусе.

В случае, если обучающийся пропустил по уважительной причине занятия в последние две недели семестра, в том числе, и последнее занятие, декан школы/факультета разрешает обучающемуся отработку занятий и сдачу экзамена по индивидуальному графику.

При пропуске по болезни более чем 1/3 от общего числа дней семестра обучающийся имеет право обратиться в медицинское учреждение по месту прикрепления для созыва врачебно-контрольной комиссии (ВКК) в целях рассмотрения вопроса о получении медицинского заключения об основаниях для предоставления академического отпуска.

Контроль текущей успеваемости, СРОП и СРО по дисциплине проводит преподаватель, ведущий занятия в группе. Политика выставления оценок за задание с указанием его составляющих, содержание, критерии и сроки оценки заданий по дисциплинам определены в силлабусе. Контрольные вопросы заданий включают вопросы и по материалам лекций.

Преподаватель обязан непредвзято оценивать любые работы обучающегося в соответствии с заранее установленными критериями, обозначенными в силлабусе дисциплины. Преподаватель не имеет права проводить оценку по дополнительным критериям, не обозначенным в силлабусе. Критерии оценки не могут включать социальный, общественный, религиозный, этнический и гендерный статус обучающегося. При оценке академических достижений преподаватель не прислушивается к мнению и просьбам сторонних лиц, включая самого обучающегося, других преподавателей и администрации университета.

Обучающийся обязан требовать от преподавателя выставления оценки с использованием всех вышеуказанных принципов.

Преподаватель несет персональную ответственность за своевременность и правильность заполнения электронных журналов. Заполнение оценок в электронных журналах производится еженедельно, согласно политике оценивания дисциплин по уровням подготовки обучающихся. Передача функций по заполнению электронного журнала другому лицу не допускается.

Текущие оценки обучающемуся выставляются преподавателем за каждое выполненное задание (в т.ч. интегрированное задание, в которое могут входить несколько тем) в электронном журнале. При выставлении текущей оценки за задание должны учитываться все виды учебной работы (аудиторной и внеаудиторной), в том числе для клинических дисциплин – освоение практических навыков с использованием симуляционных технологий и дежурства на клинических базах. Учебные достижения обучающихся по языкам (казахскому, русскому, иностранному) оцениваются в соответствии с уровневой моделью их изучения.

Академический рейтинг обучающегося (АРО):

- по ВО и ПВО: складывается из рейтинга допуска (РД), который устанавливается вычислением среднеарифметического всех текущих оценок, и рейтинга итогового контроля (РИК):


АРО = РД*0,6 + РИК*0,4


- по ТиПО: итоговые оценки по дисциплинам и (или) модулям, по которым предусмотрен дифференцированный зачет, выставляются педагогами на основе оценок текущего контроля успеваемости как средняя арифметическая оценка, по дисциплинам и (или) модулям, по которым предусмотрен экзамен, рассчитывается по формуле:



где: РО – результат обучения; N – количество результатов обучения; Э – экзаменационная оценка.


Рейтинг допуска по дисциплине должен составлять не менее 50%.

По учебным, учебно-производственным, производственным, педагогическим и исследовательским практикам текущие оценки не выставляются.

Для всех видов практики АРО равен РИК. При проведении итогового контроля по всем видам практик РИК выставляется по 100-бальной системе. При назначении двух руководителей по практике выставляется итоговая оценка с учетом оценки руководителя практики от базы практики, удельный вес которой составляет 40% от итоговой оценки, и оценки руководителя практики от университета, основанной на защите представленного отчета, удельный вес которой составляет 60% от итоговой оценки.

Все виды письменных работ обучающихся проходят проверку на наличие плагиата. В случае выявления плагиата в работе, результаты такой работы аннулируются.

Учебные достижения доступны в личном кабинете обучающегося в АИС «Платон». Все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал обучающийся с указанием итоговой оценки, включая оценки «FX» и «F», записываются в транскрипт.

Перевод обучающегося на следующий курс осуществляется при условии выполнения им полностью требований индивидуального учебного плана.



Кривая распределения оценок основана на уровне результатов обучения обучающегося при конкретном оценивании и используется для анализа выполненной им работы в рамках дисциплины по отношению к другим обучающимся.

В течение недели после завершения академического периода КОКШ проводят анализ качества оценивания с использованием диаграммы нормального распределения. В случае, если количество оценок «отлично» превышает 15%, Академический комитет Сената проводит критический анализ и выносит рекомендации заинтересованным сторонам.

Адекватность оценивания преподавателем учебных достижений студента проводится по кривой распределения выставленных им оценок в соответствии с нормальным распределением (Bell Curve) согласно утверждённым критериям оценки результатов обучения студентов на основе общих принципов Лиги Академической честности (https://adaldyq.kz/documents ).

1) Проведение промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с академическим календарем, рабочими учебными планами и силлабусами дисциплин. Каждый академический период завершается периодом промежуточной аттестации обучающихся.

2) Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи итогового контроля по дисциплинам и отчетов по профессиональной практике, и служит формой проверки результатов обучения обучающихся за академический период по образовательной программе. Форма проведения итогового контроля определяется рабочим учебным планом.

3) Итоговый контроль может состоять из одного или нескольких этапов. Удельный вес каждого этапа итогового контроля прописывается в силлабусе.

4) Допустимыми формами проведения итогового контроля или его этапа являются:
  1. компьютерное тестирование на основе клинических случаев и/или ситуационных задач;
  2. защита проекта/ курсовой работы;
  3. письменный экзамен (ПЭ);
  4. ОСКЭ (ГОСКЭ)/ОСПЭ;
  5. оценка практических/ клинических навыков (ОПН/ОКН) по стандартизированному чек-листу;
  6. защита портфолио;
  7. академическая аттестация;
  8. отчет по практике;
  9. сдача нормативов.
5) Организация промежуточной аттестации (разработка проекта расписания промежуточной аттестации, согласование со структурными подразделениями, размещение утвержденного расписания на студенческом портале Университета) возлагается на блок офиса регистратора.

6) Для проведения промежуточной аттестации в соответствии с установленными сроками и требованиями к оформлению кафедра/школа проводит работу по формированию экзаменационного материала. Экзаменационный материал по всем дисциплинам пересматривается на 30% на каждую промежуточную аттестацию. Ответственный преподаватель по дисциплине/координатор модуля размещает отдельные примеры контрольно-измерительных средств и спецификацию итогового контроля на студенческом портале в разделе своей дисциплины за две недели до начала промежуточной аттестации. Ответственный преподаватель по дисциплине/координатор модуля осуществляет импорт экзаменационного материала в АИС «Платон» или АС «Session» за неделю до начала промежуточной аттестации.

7) Блок офиса регистратора ведет контроль по соблюдению сроков предоставления экзаменационного материала кафедрами/школами.

8) Для осуществления прозрачности и объективности проведения промежуточной аттестации офисом регистратора формируется пул прокторов из числа ППС, не имеющих конфликта интересов в период проведения промежуточной аттестации. Блок офиса регистратора проводит инструктаж прокторов до начала промежуточной аттестации и формируется график дежурств прокторов на период промежуточной аттестации.

9) Для проведения и оценки итогового контроля назначаются экзаменаторы из числа ППС, имеющих квалификацию, соответствующую профилю данной учебной дисциплины. При проведении итогового контроля в форме, предполагающей очный контакт с обучающимся, назначаются экзаменаторы, по возможности, не проводившие учебные занятия в данной академической группе (потоке). Список экзаменаторов утверждается на заседании кафедры/центров/школы. Итоговый контроль в форме, не предполагающей очный контакт с обучающимся, проводится с применением двойного «слепого» кодирования.

10) Допуск обучающихся к промежуточной аттестации или принятие решения об индивидуальном порядке сдаче итогового контроля (в случае ликвидации академической разницы или задолженности, по болезни на основании справки, и по другим уважительным причинам на основании подтверждающих документов) осуществляет школа/факультет соответствующего профилю образовательной программы. Допуск обучающихся к промежуточной аттестации или индивидуальном порядке сдачи итогового контроля оформляется распоряжением декана.

11) К промежуточной аттестации не допускаются обучающиеся, имеющие задолженность по оплате за обучение, имеющие академическую задолженность по пререквизитам, находящиеся в академическом отпуске или на длительном лечении.

12) В случае получения оценки "неудовлетворительно", соответствующей знаку "FХ", на итоговом контроле обучающийся ВО или ПВО имеет возможность пересдать итоговый контроль без повторного прохождения программы учебной дисциплины/ модуля/ практики не более одного раза.

13) В случае получения оценки "неудовлетворительно", соответствующей знаку "F", обучающийся ВО или ПВО повторно записывается на данную учебную дисциплину/ модуль/ практику, посещает все виды учебных занятий, выполняет все виды учебной работы согласно программе и пересдает итоговый контроль.

14) Для обучающихся ТиПО срок пересдачи экзамена (зачета) при получении оценки "неудовлетворительно" определяется расписанием промежуточной аттестации.

15) Для обучающихся ТиПО, имеющих по результатам промежуточной аттестации не более одной оценки "удовлетворительно" допускается пересдача с целью повышения оценки на основании заявления обучающегося в произвольной форме на имя Председателя Правления – Ректора. Повторная пересдача экзамена (зачета) оформляется приказом Председателя Правления – Ректора. Срок пересдачи экзамена (зачета) при получении оценки "неудовлетворительно" определяется расписанием промежуточной аттестации ТиПО. Обучающийся, имеющий по результатам промежуточной аттестации более трех оценок "неудовлетворительно", отчисляется за академическую неуспеваемость с выдачей ему (ей) транскрипта.

16) В транскрипт записываются все итоговые оценки обучающегося, включая положительные результаты повторной сдачи экзаменов.

17) При неявке на итоговый контроль обучающегося в экзаменационной ведомости, напротив его фамилии делается отметка «не явился». При наличии уважительной причины распоряжением декана школы/факультета данному обучающемуся устанавливается индивидуальный график сдачи экзамена. При отсутствии уважительной причины неявка на экзамен приравнивается к оценке «неудовлетворительно».

18) Основными документами, подтверждающими результаты сдачи промежуточной аттестации, являются:
  1. экзаменационная ведомость; 2) экзаменационный лист;
  2. сводные ведомости (в том числе в электронном виде из АИС «Платон»).
19) С целью обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке экзаменационных работ на период проведении промежуточной аттестации обучающихся распоряжением декана создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю апеллируемых дисциплин.

20) Апелляционная комиссия:
  1. принимает и рассматривает апелляции обучающихся;
  2. устанавливает соответствие выставленной оценки установленным требованиям оценивания работ;
  3. принимает аргументированное решение об отклонении заявления или об удовлетворении апелляции;
  4. оформляет протокол о принятом решении и передает его в блок офиса регистратора в день проведения апелляции.
21) Для выполнения своих функций комиссия вправе рассмотреть материалы итогового контроля, проводимого в форме письменного экзамена, тестирования, а также протоколы результатов проверки ответов, сведения о лицах, присутствовавших на экзамене, о соблюдении процедуры проведения экзамена и т.п.

22) Обучающийся, несогласный с результатом экзамена, подает апелляцию не позднее следующего рабочего дня после выставления оценки в АИС Платон.

23) Апелляция проводится по инициативе обучающегося в следующих случаях:
  1. тестовые задания или вопросы письменного экзамена имеют некорректную формулировку;
  2. тестовые задания не содержат правильного ответа;
  3. тестовые задания содержат несколько правильных ответов, а в инструкции обучающемуся предлагается выбрать единственно правильный ответ;
  4. тестовые задания или содержание письменного экзаменов выходят за пределы учебной программы.
24) Преподаватель вносит в электронный журнал АИС «Платон» оценку итогового контроля обучающегося по дисциплине не позднее следующего дня после получения ведомости от специалиста блока офиса регистратора; после проведения процедуры апелляции специалист блока офиса регистратора открывает доступ к изменению экзаменационной оценки, преподаватель вносит изменение в соответствии с решением апелляционной комиссии.

25) При индивидуальном порядке сдачи итогового контроля на основании распоряжения декана специалист школы выдает преподавателю экзаменационный лист с регистрацией в «Журнале регистрации выдачи и сдачи экзаменационных листов». Экзаменационный лист действителен в течение трех дней со дня его выдачи. После проведения промежуточной аттестации по индивидуальному порядку преподаватель, проводивший итоговый контроль, сдает копию экзаменационного листа в офис регистратора, оригинал в школу.

26) По окончании промежуточной аттестации школы формируют итоговый отчёт по результатам промежуточной аттестации для рассмотрения на Совете школы и КОКШ для принятия решений по совершенствованию механизмов оценки.

27) Блок офиса регистратора ведет постоянный мониторинг результатов промежуточной аттестации обучающихся и их анализ в соответствии с оценочной таблицей, отражающей фактическое процентное распределение абсолютных оценок выше проходного уровня.

1) Согласно Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в Университете организуется летний семестр для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, предоставления обучающимся возможности ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов обучающимися в других организациях образования с обязательным их перезачетом в НАО «МУК», изучения дисциплин с целью повышения среднего балла успеваемости (GPA), освоения смежной или дополнительной образовательной программы, в том числе в рамках двудипломного образования, на платной основе.

2) Обучающимся выпускного курса и резидентам, в связи с особенностями организации учебного процесса, летний семестр не организуется.

3) Продолжительность летнего семестра определяется академическим календарем.

4) В период летнего семестра обучающийся может изучить не более 15 кредитов ECTS.

5) Контроль за проведением летнего семестра возлагается на школу/факультет.

6) К записи на дисциплины летнего семестра допускаются следующие категории обучающихся:
  1. не допущенные к экзаменационной сессии по результатам семестрового рейтинга;
  2. получившие неудовлетворительную оценку по итоговому контролю в период прохождения промежуточной аттестации;
  3. имеющие академическую разницу при восстановлении, переводе или выходе из академического отпуска;
  4. обучающиеся, изъявившие желание повысить свой академический рейтинг (обучающиеся, выполнившие программу курса в полном объеме и желающие повысить средний балл успеваемости (GPA));
  5. обучающиеся по международным программам, программам двойного диплома;
  6. обучающиеся, переведенные с одной специальности/ образовательной программы на другую;
  7. для освоения дисциплин дополнительной образовательной программы (Minor);
  8. обучающиеся, изъявившие желание пройти дополнительное обучение.
7) Обучающийся подает заявление о прохождении летнего семестра на имя декана в ЦОС, к заявлению прикладывает квитанцию об оплате. Обучающийся в течение установленного срока посещает все виды учебных занятий, сдает все виды текущего контроля дисциплин летнего семестра, получает допуск и сдает итоговый контроль (по дисциплине «История Казахстана» обучающийся получает допуск и должен сдать государственный экзамен в период работы ГЭК).

8) В случае, если обучающийся не завершил прохождение дисциплин летнего семестра в указанные сроки в виду отсутствия на занятиях по уважительной причине, распоряжением декана обучающемуся может быть продлен срок прохождения дисциплин летнего семестра.

9) По итогам летнего семестра по представлению декана издается приказ о переводе обучающегося с курса на курс или приказ об отчислении за академическую неуспеваемость, или докладная записка о внесении.

1) Повторное прохождение дисциплины и ликвидация академической разницы осуществляются платно как для обучающихся по государственному образовательному гранту/заказу, так и для обучающихся на платной основе. Стоимость одного кредита дисциплины определяется прейскурантом платных услуг, утвержденном в университете на данный учебный год.

Повторное прохождение дисциплин

2) Правила повторного прохождения дисциплин в университете разработаны в соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.

3) В случае получения оценки «F, неудовлетворительно» или рейтинга допуска ниже 50% по дисциплине/модулю, обучающийся повторно записывается на данную учебную дисциплину/модуль, посещает все виды учебных занятий, выполняет все виды учебной работы согласно силлабуса и пересдает итоговый контроль (по дисциплине «История Казахстана» государственный экзамен в период работы ГЭК).

4) Допускается повторное прохождение дисциплины не более одного раза.

5) Обучающийся, не ликвидировавший академическую задолженность в один академический период при повторном прохождении дисциплины-пререквизита, отчисляется из числа студентов университета за академическую неуспеваемость. В случае, когда дисциплина академической задолженности не является пререквизитом, данная дисциплина должна быть повторно пройдена до конца текущего учебного года, включая летний семестр.

6) Декан школы/факультета, на основании требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, устанавливает крайний срок подачи заявлений для ликвидации академической задолженности, который утверждается распоряжением декана школы/факультета.

7) Обучающийся, не приступивший к процедуре ликвидации академической задолженности в указанный срок, отчисляется из университета за академическую неуспеваемость.

Ликвидация академической разницы дисциплин учебного плана

8) Академическая разница в дисциплинах учебных планов определяется при переводе или восстановлении обучающихся, а также выходе из академического отпуска. Порядок и сроки ликвидации академической разницы утверждаются распоряжением декана школы/факультета.

9) Академическая разница определяется путем сопоставления результатов обучения дисциплин, пройденных обучающимся на предыдущем этапе, с результатами обучения заявленной образовательной программы, на основании представленных документов и, при необходимости, интервью для определения уровня имеющихся у обучающегося знаний, умений и навыков.

10) Обучающемуся формируется ИУП с учетом дисциплин академической разницы и перезачета результатов формального и неформального образования.

11) Для ликвидации академической разницы в дисциплинах учебного плана обучающийся в установленный срок посещает все виды учебных занятий, сдает все виды текущего контроля и, при наличии соответствующего рейтинга допуска, проходит итоговый контроль.

12) Академическая разница в дисциплинах рабочего учебного плана, не ликвидированная в установленный срок, в дальнейшем учитывается как академическая задолженность.

1) Положение о подготовке дипломных работ, магистерских и докторских диссертаций определяет порядок подготовки выпускных работ обучающихся по образовательным программам высшего и послевузовского (магистратура, докторантура) образования НАО «МУК».

Подготовка дипломной работы

2) Дипломная работа – выпускная исследовательская работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы соответствующей профилю образовательной программы (далее – ОП); дипломный проект – выпускная исследовательская работа студента, представляющая собой самостоятельное решение прикладных задач, соответствующих профилю ОП, выполненное с применением проектных подходов и (или) в виде подготовки бизнес-проектов, модели, а также проектов творческого характера и других проектов.

3) Подготовка выпускной работы должна осуществляться обучающимся самостоятельно в завершающий период теоретического обучения, под руководством квалифицированного научного руководителя – преподавателем соответствующего профиля и (или) специалистом, осуществляющим трудовую деятельность по профилю подготовки со стажем работы не менее 5 лет.

4) Выпускная работа должна содержать долю оригинальности в пределах, регламентированных Правилами и порядком проведения проверки работ на оригинальность НАО «МУК».

5) Дипломная работа показывает уровень освоения выпускником теоретических знаний и практических навыков по ОП, развития навыков самостоятельной работы обучающихся, овладения методами научного анализа и исследования, и применение их при решении конкретных задач, соответствующих профилю ОП, умение делать теоретические обобщения, обоснованные суждения и практические выводы в изучаемой области, а также позволяет установить уровень его профессиональных компетенций и его подготовленность к самостоятельной работе в современных условиях. Для подготовки могут быть привлечены материалы курсовых, научно-исследовательских работ, исследований в студенческих научных кружках, докладов на научных конференциях, а также материалы, собранные во время прохождения производственной и преддипломной практики.

6) Выпускная работа должна:
  1. представлять результаты собственных научных исследований, носить творческий характер, с использованием общетеоретических положений, актуальных статистических данных и действующих нормативно-правовых актов;
  2. иметь практическую направленность в соответствии с профилем образовательной программы;
  3. отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, последовательного изложения информации, внутреннего единства;
  4. отражать умение обучающегося пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
  5. отражать актуальность выбранной темы: теоретическую и практическую значимость, ее достаточную разработанность;
  6. содержать совокупность аргументированных положений и выводов;
  7. быть правильно оформленной (четкая структура, логическая завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы, аккуратность исполнения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.
7) Обучающийся и его научный руководитель несут ответственность за достоверность данных, представленных в выпускной работе.в выпускной работе.

Подготовка магистерской диссертации (проекта)

8) По своему содержанию магистерская диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование, содержащее теоретические и/или практические разработки актуальной проблемы в области избранной образовательной программы, основанное на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и техники; магистерский проект – выпускная работа магистранта профильной магистратуры, представляющая собой самостоятельное исследование, содержащее теоретические и(или) экспериментальные результаты, позволяющие решать прикладную задачу актуальной проблемы избранной образовательной программы.

9) Научный руководитель и тема исследования магистранта и план выполнения магистерской диссертации (магистерского проекта) утверждаются решением Сената НАО «МУК» в течение первых двух месяцев после зачисления.

10) Выпускная работа магистранта определяет уровень профессиональной квалификации обучающегося и степень овладения им методологией научного познания и соответствия полученных знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по соответствующей образовательной программе.

11) Магистерская диссертация (магистерский проект) должна отвечать следующим требованиям:
  1. содержать новые научно-обоснованные теоретические и (или) экспериментальные результаты;
  2. соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;
  3. содержать научную новизну и практическую значимость;
  4. основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки, техники и производства;
  5. базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
  6. выполняться с использованием современных методов научных исследований и передовых информационных технологий;
  7. содержать научно-исследовательские/ экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;
  8. базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.
12) Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых и достоверных научных результатов, и положений, выдвигаемых магистрантом для публичной защиты, иметь внутреннее единство, определяемое наличием связи между полученными в работе результатами в рамках разработанной или исследованной теоретической, или прикладной задачи, свидетельствовать о личном вкладе обучающегося в науку и/или практику, предложенные им новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями.

13) Основные результаты магистерской диссертации, выносимые на защиту, должны быть представлены не менее чем в одной публикации и/или доложены на научно- практической конференции. К публикациям могут быть приравнены тезисы региональных, республиканских, международных конференций, симпозиумов, совещаний, обзорные информационные доклады, аналитические обзоры, информационные листки объемом не менее 0,3 п.л. и предпатенты (патенты).

14) Магистерская диссертация (проект) обязательно проходит проверку на предмет плагиата в соответствии с Правилами и порядком проведения проверки работ на оригинальность НАО «МУК».

Подготовка докторской диссертации

15) Докторская диссертация – научная работа докторанта, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема. Содержание диссертационного исследования направлено на реализацию национальных приоритетов, государственных программам, программы фундаментальных или прикладных исследований университета.

16) Решением Сената НАО «МУК» для руководства докторской диссертацией докторанту в течение двух месяцев после зачисления назначается научное руководство и в течение первого семестра утверждается тема докторской диссертации. Докторант может вносить изменения в тему докторской диссертации в течение первого года обучения.
В течение первого года обучения решением Сената НАО «МУК» утверждается подготовленное докторантом научное обоснование диссертационного исследования (research proposal) – документ, включающий цель, задачи и методологию исследования, обзор литературы и ожидаемые результаты исследования.

17) Научное руководство докторантами на соискание степени доктора философии (PhD) осуществляется консультантами в количестве не менее 2-х человек, один из которых – ученый из зарубежной ОВПО/ научно-исследовательского центра. Научные консультанты обеспечивают выполнение докторской диссертации и соблюдение принципов академической честности, и своевременное представление диссертационной работы на защиту.

18) Выполнение докторской диссертации осуществляется в период НИРД. Заключительным итогом научно-исследовательской работы является докторская диссертация.

19) Диссертация представляется в одной из форм:
  1. диссертационной работы;
  2. серии из не менее чем двух статей и одного обзора или трех статей, опубликованных в изданиях, входящих в первый и/или второй квартиль по импакт-фактору по данным Journal Citation Reports компании Clarivate Analytics. В одной из статей докторант является первым автором или автором для корреспонденции.
20) Диссертация выполняется с соблюдением принципов самостоятельности, внутреннего единства, научной новизны, достоверности и практической ценности, и академической честности.

21) Основные научные результаты диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) публикуются до защиты диссертации в научных изданиях в соответствии с Правилами присуждения степеней.

22) Докторская диссертация проходит проверку на предмет обнаружения заимствования текста других авторов, которая осуществляется Национальным центром государственной научно-технической экспертизы. В диссертации отмечаются ссылками: источники цитируемых материалов или отдельных результатов с указанием полных выходных данных; охранные документы на разработки, полученные докторантом самостоятельно или в соавторстве; научные работы по теме диссертации, выполненные докторантом самостоятельно или в соавторстве.

23) В случае выявления в диссертации плагиата диссертационным советом или Комитетом по контролю в сфере образования и науки принимается отрицательное решение без права повторной защиты.

1. Порядок проведения государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана»

Обучающиеся всех образовательных программ высшего образования сдают государственный экзамен (далее - ГЭ) по дисциплине «История Казахстана» по завершении ее изучения в том же академическом периоде.

Организация проведения государственного экзамена осуществляется кафедрой, ведущей занятия по дисциплине «История Казахстана» (далее – кафедра) совместно со школами и блоком офиса Регистратора.

Для проведения государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» кафедра разрабатывает единый для всех образовательных программ силлабус.

Форма проведения государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» определяется утверждёнными рабочими учебными планами.

Для приема государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» по представлению кафедры ежегодно издается приказ Председателя Правления-Ректора об утверждении председателя и состава государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК). Продолжительность заседания ГЭК не должна превышать шесть академических часов в день.

Расписание государственного экзамена составляется блоком офиса регистратора в соответствии с академическим календарем и утверждается председателем правления-ректором не позднее, чем за две недели до его начала.

Результаты государственного экзамена оцениваются по 100-балльной шкале.

Для проведения апелляции приказом председателя правления-ректора создается апелляционная комиссия по дисциплине «История Казахстана» из числа опытных преподавателей по данной дисциплине.

Обучающийся, несогласный с результатом государственного экзамена, подает апелляцию не позднее следующего дня после его проведения.

По завершении государственного экзамена председатель ГЭК составляет отчет о работе, который обсуждается и утверждается на заседании Сената.

2. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся

Итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью оценки результатов обучения и ключевых компетенций, достигнутых по завершению изучения образовательной программы и оценки профессиональной подготовленности выпускников, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.

Итоговая аттестация проводится в форме, утвержденной рабочим учебным планом, и в сроки, предусмотренные академическим календарем, и, при необходимости, согласованные с организациями, аккредитованными уполномоченным органом в области здравоохранения по оценке знаний и навыков обучающихся по программам медицинского образования.

Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию и подтвердившему освоение образовательной программы ТиПО, высшего или послевузовского образования, решением аттестационной комиссии присваивается квалификация по соответствующей образовательной программе и (или) присуждается соответствующая степень, и выдается на бесплатной основе диплом с приложением согласно Правил их выдачи.

Лицам, завершившим обучение по образовательной программе резидентуры и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается квалификация «врач» по соответствующей специальности резидентуры и выдается свидетельство об окончании резидентуры бесплатно.

Лицо, не прошедшее итоговую аттестацию, в следующем учебном году не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации, пишет заявление на имя председателя правления-ректора о допуске к повторной итоговой аттестации. Допуск к повторной итоговой аттестации оформляется приказом председателя правления-ректора. Повторная итоговая аттестация проводится на платной основе, оплата осуществляется в соответствии с количеством кредитов итоговой аттестации согласно рабочему учебному плану.

Выпускнику, получившему отрицательный результат ("неудовлетворительно") при повторной сдаче итоговой аттестации, согласно пункту 6 статьи 39 Закона "Об образовании" выдается справка установленного образца (транскрипт).

Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не выполнившему НИРД, предоставляется возможность повторно освоить академические кредиты НИРД и защитить диссертацию в последующие годы на платной основе.

Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, выполнившему НИРД, но не защитившему докторскую диссертацию, результаты обучения и академические кредиты присваиваются и предоставляется возможность защитить диссертацию в течение одного года после выпуска на бесплатной основе, а в последующие годы на платной основе в объеме не менее 4 академических кредитов.

При этом по истечению 3 лет после выпуска докторант допускается к защите только после повторного утверждения научного обоснования диссертационного исследования (research proposal) на платной основе.

Повторная итоговая аттестация обучающегося проводится только по тем формам, по которым он в предыдущую итоговую аттестацию получил неудовлетворительную оценку.

Список выпускников, окончивших образовательные программы ТиПО, высшего или послевузовского образования, с указанием их фамилий, имени, отчества (при наличии), образовательных программ и номеров выданных дипломов, размещается в информационной системе уполномоченного органа в области науки и высшего образования.

Итоговая аттестация обучающихся организуется блоком офиса регистратора. Расписание итоговой аттестации составляется офисом регистратора, утверждается председателем правления-ректором и доводится до общего сведения не позднее, чем за две недели до начала работы аттестационной комиссии.

На основании результатов итоговой аттестации издается приказ председателя правления-ректора о выпуске специалистов, завершивших обучение по соответствующей специальности/образовательной программе и успешно прошедших итоговую аттестацию.

3. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся ТиПО

Проведение итоговой аттестации обучающихся ТиПО осуществляется в соответствии с Типовыми правилами.

По завершении итоговой аттестации председатель аттестационной комиссии составляет отчет, в котором отражается: уровень подготовки обучающихся по данной специальности; характеристика знаний обучающихся, выявленных на экзамене; недостатки в подготовке обучающихся по отдельным вопросам дисциплин и (или) модулей; рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки квалифицированных кадров по специальностям технического и профессионального образования.

Отчет в месячный срок со дня окончания работы аттестационной комиссии обсуждается и утверждается на заседании Сената.

4. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся высшего образования

Для проведения итоговой аттестации обучающихся создается аттестационная комиссия по образовательным программам или группам образовательных программ, состав которой утверждается приказом председателя правления-ректора. В комиссию входит нечётное число членов, но не менее пяти. Состав комиссии должен включать в себя представителей организаций, осуществляющих трудоустройство выпускников.

Председателем итоговой аттестационной комиссии по образовательным программам или группам образовательных программ высшего образования назначается лицо, имеющее ученую степень, или ученое звание, или академическую степень, соответствующие профилю выпускаемых специалистов, и не работающее в НАО «МУК». Аттестационная комиссия итоговой аттестационной комиссии по образовательным программам или группам образовательных программ высшего образования формируется из числа лиц с ученой степенью, или ученым званием, или академической степенью, соответствующие профилю выпускаемых специалистов.

Состав аттестационной комиссии по программам медицинского образования должен включать в себя представителей организаций, осуществляющих оценку знаний и навыков обучающихся, аккредитованных уполномоченным органом в области здравоохранения.

Все заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами. Протоколы заседаний аттестационной комиссии оформляются индивидуально на каждого обучающегося или на весь академический поток. В случае проведения комплексного экзамена в форме тестирования, основанием для оформления протокола является экзаменационная ведомость (в произвольной форме) и протокол ведется на группу.

Протоколы заседаний аттестационной комиссии хранятся в архиве вуза в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года «О национальном архивном фонде и архивах» и приказа и.о. министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 «Об утверждении Перечня типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения».

В компетенцию аттестационной комиссии входят:
  1. проверка уровня соответствия теоретической и практической подготовки выпускаемых кадров, установленным требованиям образовательных программ;
  2. присвоение выпускнику квалификация и (или) присуждение выпускнику степени бакалавра, магистра, по соответствующей образовательной программе;
  3. разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение качества подготовки выпускников.
Допуск обучающихся к итоговой аттестации оформляется в последний день промежуточной аттестации распоряжением декана школы в виде списочного состава с указанием образовательных программ, фамилии, имени, отчества (при наличии) обучающихся.

В первый день работы аттестационной комиссии школы/факультет представляют её председателю:
  1. программу итоговой аттестации (кроме ОП, по которым предусмотрена оценка знаний и навыков обучающихся, проводимая организацией по оценке профессиональной подготовленности выпускников образовательных программ в области здравоохранения);
  2. распоряжение о допуске обучающихся к итоговой аттестации;
  3. транскрипты обучающихся с подсчетом величины среднего балла успеваемости (GPA) за весь период обучения.
Не позднее пяти рабочих дней до начала защиты дипломной работы (проекта) председателю аттестационной комиссии представляются:
  1. отзыв научного руководителя дипломной работы (проекта), в котором дается аргументированное заключение «допускается к защите» или «не допускается к защите»;
  2. рецензия на дипломную работу (проект), в которой дается всесторонняя характеристика представленной к защите дипломной работы (проекта) и аргументированное заключение с указанием оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний и возможности присуждения степени «бакалавр» или присвоения квалификации по соответствующей специальности;
  3. решение выпускающей кафедры о рекомендации к защите (выписка из протокола заседания кафедры);
  4. справка (в произвольной форме) о прохождении проверки дипломной работы (проекта) на предмет плагиата.

При необходимости аттестационной комиссии представляются материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы (проекта), неофициальные отзывы, письменные заключения организаций, осуществляющих практическую деятельность по профилю дипломной работы (проекта), справки или акты внедрения результатов научного исследования, макеты, образцы материалов, изделий, сельскохозяйственных продуктов, коллекции минералов и гербарии.

Итоговая аттестация по образовательной программе проводится по программе, разработанной руководителем образовательной программы на основе учебных программ дисциплин и утвержденной решением Совета школы.

Решения об оценках комплексных экзаменов, защите дипломной работы (проекта), а также о присуждении степени и/или присвоении квалификации и выдаче диплома (без отличия, с отличием) принимаются на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов аттестационной комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов решающим является голос председателя комиссии.

Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале. Результаты сдачи комплексных экзаменов и защиты дипломной работы (проекта) объявляются в день их проведения после подписания протоколов заседания аттестационной комиссии.

Порядок повторной сдачи комплексного экзамена или защиты дипломной работы (проекта), магистерской диссертации (проекта) проводится в соответствии с Типовыми правилами.

Обучающийся защищает дипломную работу (проект) при наличии положительного отзыва научного руководителя и одной рецензии специалиста, соответствующего профилю защищаемой работы (проекта). В случае, если научным руководителем дается отрицательное заключение «не допускается к защите», обучающийся не допускается к защите дипломной работы (проекта). Обучающийся допускается к защите дипломной работы (проекта) как при положительном, так и при отрицательном заключении рецензента.

Обучающийся, не явившийся на итоговую аттестацию по уважительной причине, пишет заявление в произвольной форме на имя председателя аттестационной комиссии, представляет документ, подтверждающий уважительную причину, и по его разрешению сдает экзамен или защищает дипломную работу (проект), в другой день заседания аттестационной комиссии. Документы о состоянии здоровья, представленные аттестационной комиссии после получения неудовлетворительной оценки, не рассматриваются.

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся бакалавриата и интернатуры, завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего учебного плана и образовательных программ.

Для выпускников бакалавриата (ОП «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация») и интернатуры допуском к итоговой аттестации, наряду с освоением образовательной программы, является результат самооценки в рамках независимой экзаменации не ниже 50% для ОП бакалавриата и не ниже 60% для ОП интернатуры.

Обучающиеся выпускного курса, не выполнившие требования рабочего учебного плана и образовательных программ, остаются на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.

Обучающийся бакалавриата (ОП «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация») или интернатуры, завершивший образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего учебного плана и набравший результат самооценки в рамках независимой экзаменации ниже 50 или 60% соответственно, не допускается к итоговой аттестации и отчисляется за академическую неуспеваемость. В течение следующего учебного года он может пройти самооценку и, в случае получения результата не ниже 50 или 60% соответственно, пишет заявление на имя Председателя Правления – Ректора о допуске к итоговой аттестации в срок не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации. Допуск к итоговой аттестации оформляется приказом Председателя Правления

– Ректора. Итоговая аттестация проводится на платной основе, оплата осуществляется в соответствии с количеством кредитов итоговой аттестации согласно рабочему учебному плану.

Для проведения апелляции приказом Председателя Правления-Ректора по представлению деканов школ/факультета создается апелляционная комиссия из числа опытных преподавателей, квалификация которых соответствует профилю образовательной программы. Обучающийся, не согласный с результатами итоговой аттестации, подает апелляцию не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

По окончанию итоговой аттестации председатель аттестационной комиссии составляет отчет, в котором отражается:
  1. анализ качества подготовки выпускников;
  2. качество выполнения дипломных работ/магистерских диссертаций (проектов);
  3. соответствие тематики дипломных работ/магистерских диссертаций (проектов) современному состоянию науки, техники, культуры и запросам производства;
  4. соответствие заключения кафедры, отзыва научного руководителя, рецензии уровню защиты дипломных работ/магистерских диссертаций (проектов);
  5. конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки выпускников.
Отчет в месячный срок со дня окончания работы аттестационной комиссии обсуждается и утверждается на заседании Сената.

5. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся ПВО

Для проведения итоговой аттестации обучающихся магистратуры создается аттестационная комиссия по образовательным программам или группам образовательных программ.

Председатель и состав аттестационной комиссии утверждаются приказом председателя правления-ректора на основании решения Сената не позднее 10 января текущего учебного года и действует в течение текущего учебного года.

Председателем аттестационной комиссии по образовательным программам магистратуры назначается лицо, имеющее ученую степень или ученое звание, или степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю, соответствующее профилю выпускаемых специалистов, и не работающих в данной организации. Аттестационная комиссия магистратуры формируется из числа лиц с ученой степенью или ученым званием, или академической степенью, соответствующие профилю выпускаемых специалистов; для профильной магистратуры – из числа квалифицированных специалистов-практических работников, соответствующих профилю выпускаемых специалистов.

Допуск к итоговой аттестации магистрантов и докторантов оформляется в последний день промежуточной аттестации приказом председателя правления-ректора на основании представления декана школы, в виде списочного состава с указанием образовательных программ, фамилий, имен, отчеств (при наличии) обучающихся.

Магистрант представляет магистерскую выпускную работу (диссертацию/ проект) для прохождения предварительной защиты на заседание выпускающей школы/ кафедры не позднее, чем за 1 месяц до предполагаемой даты защиты. Результаты предварительной защиты оформляются протоколом заседания выпускающей школы/ кафедры, выписка протокола представляется аттестационной комиссии. В случае не устранения замечаний, вынесенных на предварительной защите, и (или) получения отрицательного отзыва научного руководителя, решением аттестационной комиссии магистрант не допускается к защите. Аттестационная комиссия определяет срок для устранения выявленных замечаний и назначает дату однократной повторной итоговой аттестации в текущем учебном году

Повторная защита магистерской диссертации (проекта) с целью повышения положительной оценки на более высокую не допускается.

По окончанию итоговой аттестации в магистратуре председатель аттестационной комиссии составляет отчет, который в месячный срок со дня окончания итоговой аттестации обсуждается и утверждается на заседании Сената.

Отчет председателя аттестационной комиссии об итоговой аттестации по образовательным программам или группам образовательных программ магистратуры включает таблицы и пояснительную записку. В пояснительной записке отражается:
  1. уровень подготовки магистров по данной ОП;
  2. качество выполнения магистерских диссертаций (проекта);
  3. соответствие тематики магистерских диссертаций (проекта) современному состоянию науки, техники, культуры и запросам производства;
  4. анализ качества подготовки магистров по данной ОП;
  5. недостатки в подготовке магистров;
  6. соответствие заключения кафедры, отзыва научного руководителя, рецензии уровню защиты магистерской диссертации (проекта);
  7. конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки магистров.
Лицам, освоившим образовательную программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, при положительном решении диссертационных советов ВУЗов с особым статусом или Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по результатам проведенной экспертизы присуждается степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю и выдается диплом в соответствии Правилами присуждения степеней.

Для проведения итоговой аттестации обучающихся резидентуры создается итоговая аттестационная комиссия.

Количественный состав итоговой аттестационной комиссии по образовательным программам резидентуры обсуждается ежегодно на заседании совета ШРиПР, утверждается приказом председателя правления-ректора на основании решения Сената не позднее 31 декабря и действует в течение текущего учебного года.

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся резидентуры, завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего учебного плана и образовательных программ. Для выпускников резидентуры допуском к итоговой аттестации, наряду с освоением образовательной программы, является результат самооценки в рамках независимой экзаменации, проводимой РОО «НЦНЭ», не ниже 70%. Обучающиеся выпускного курса, не выполнившие требования рабочего учебного плана и образовательных программ, остаются на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся бакалавриата и интернатуры, завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего учебного плана и образовательных программ.

Для выпускников бакалавриата (ОП «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация») и интернатуры допуском к итоговой аттестации, наряду с освоением образовательной программы, является результат самооценки в рамках независимой экзаменации не ниже 50% для ОП бакалавриата и не ниже 60% для ОП интернатуры.

Обучающиеся выпускного курса, не выполнившие требования рабочего учебного плана и образовательных программ, остаются на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.

Обучающийся бакалавриата (ОП «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация») или интернатуры, завершивший образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего учебного плана и набравший результат самооценки в рамках независимой экзаменации ниже 50 или 60% соответственно, не допускается к итоговой аттестации и отчисляется за академическую неуспеваемость. В течение следующего учебного года он может пройти самооценку и, в случае получения результата не ниже 50 или 60% соответственно, пишет заявление на имя Председателя Правления – Ректора о допуске к итоговой аттестации в срок не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации. Допуск к итоговой аттестации оформляется приказом Председателя Правления-Ректора. Итоговая аттестация проводится на платной основе, оплата осуществляется в соответствии с количеством кредитов итоговой аттестации согласно рабочему учебному плану.

Обучающийся резидентуры, завершивший образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего учебного плана и набравший результат самооценки в рамках независимой экзаменации ниже 70%, не допускается к итоговой аттестации и отчисляется за академическую неуспеваемость. В течение следующего учебного года он может пройти самооценку и, в случае получения результата не ниже 70%, пишет заявление на имя Председателя Правления – Ректора о допуске к итоговой аттестации в срок не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации. Допуск к итоговой аттестации оформляется приказом Председателя Правления – Ректора. Итоговая аттестация проводится на платной основе, оплата осуществляется в соответствии с количеством кредитов итоговой аттестации согласно рабочему учебному плану.

Допуск к итоговой аттестации резидентов оформляется в последний день промежуточной аттестации распоряжением декана школы в виде списочного состава с указанием образовательных программ, фамилий, имен, отчеств (при наличии) обучающихся.

1. Университет создаёт условия для представительства обучающихся всех уровней образования (ТиПО, бакалавриат, магистратура, резидентура, докторантура) в совещательных органах для их участия в определении Миссии организации образования, разработке, управлении и оценке образовательных программ, и решении других вопросов, затрагивающих интересы обучающихся.

2. Университет создает условия для развития студенческого самоуправления, в том числе через организацию студенческих объединений и клубов. Студенческое самоуправление способствует формированию сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно- нравственной самоорганизации. Структура и функции студенческого самоуправления регламентируется Положением.

3. Органы студенческого самоуправления участвуют в формировании предложений по повышению качества образовательного процесса, а их деятельность направлена на консолидацию студенческого сообщества для выполнения Миссии университета, достижения высокого качества подготовки студентов на принципах академической честности и социальной ответственности обучающихся.

4. Отдел по работе с молодежью на основании Плана воспитательной деятельности университета совместно со студенчеством и структурными подразделениями университета определяет основные направления деятельности для профессионального, гражданского и творческого развития личности обучающихся:

1) формирование и развитие у обучающихся активной гражданской позиции, нового казахстанского патриотизма, социальной ответственности, высокой духовно- нравственной и правовой культуры;

2) формирование антикоррупционной культуры и соблюдение принципов академической честности;

3) формирование профессиональных компетентностей, обеспечивающих устойчивое развитие личности в конкурентной среде;

4) развитие эстетических и нравственных качеств личности будущего специалиста, навыка работы в команде;

5) формирование коммуникативной и корпоративной культуры;

6) развитие навыков здорового образа жизни, воспитание личностных качеств, способствующих выполнению профессионального долга;

7) развитие социально-политических качеств, позволяющих противостоять идеям терроризма и экстремизма;

8) развитие волонтёрского движения;

9) развитие научного и инновационного потенциала обучающихся;

10) экологическое воспитание и др.