АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Кодекс академической честности

1.Кодекс академической честности (далее – Кодекс) Некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Караганды» (далее – НАО «МУК») разработан и составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

1) Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009г. № 193-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

2) Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007г. № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2019г.);

3) Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011г. № 407-IV «О науке» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.04.2019г.);
  1. Устав Лиги академической честности;
  2. Устав НАО «МУК»;
  3. Правила трудового (внутреннего) распорядка НАО «МУК»;
  4. нормативно-правовые акты в области образования.
2. Кодекс определяет основные понятия чести и этики профессионального сообщества, принципы академической честности, правила взаимоотношений участников образовательного процесса, устанавливает права и обязанности всех участников образовательного процесса в части академической честности, определяет виды нарушений академической честности и порядок принятия мер в случае их совершения.

3. Целью настоящего Кодекса является установление правил, регламентирующих поведение всех участников образовательного процесса в целях обеспечения академической честности, формирование процесса устойчивой нравственной позиции, исключающей любые проявления нечестности, нарушений этики.

4. Задачи внедрения политики академической честности являются содействие повышению качества подготовки специалистов, научно-педагогических кадров, создание условий, позволяющих обеспечить академическую честность обучающихся, ППС и сотрудников, предотвращение случаев нарушения академической честности через урегулирование проблемных вопросов и ситуаций.

5. Являясь членом Лиги академической честности, НАО «МУК» гарантирует добросовестное выполнение возложенных на него обязательств и признает, что продвижение и защита академической честности являются результатом взаимных усилий всех участников образовательного процесса.

Определения, используемые в настоящем Кодексе:

Академическая честность – это свод ценностей и принципов, устанавливающий нормы поведения при освоении образовательных программ и осуществлении образовательной деятельности, в том числе, при выполнении письменных работ (контрольных, курсовых, эссе, дипломных, диссертационных), а также стиль и содержание поведения обучающегося и преподавателя, базирующиеся на нетерпимости к любым проявлениям нечестности у всех участников образовательного процесса, исключающие получение результатов обучения, педагогической и/или исследовательской работы с помощью любых видов обмана.

Участники образовательного процесса – обучающиеся, профессорско-преподавательский состав и сотрудники университета.
Обучающийся – лицо, получающее образование на каждом из уровней в НАО «МУК».

Профессорско-преподавательский состав – педагогический штат вуза, включающий преподавателей (см. - преподаватель), заведующих кафедрами, директоров департаментов, профессоров, ассоциированных профессоров (доцентов), старших преподавателей, научных сотрудников, клинических наставников, тренеров.

Преподаватель – научно-педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий подготовку обучающихся по образовательным программам довузовского, высшего и послевузовского образования в соответствии со своей специальностью и научной квалификацией и условиями трудового договора.

Сотрудник – работник административно-управленческого или учебно-вспомогательного персонала университета.
Общий контроль – процедуры мониторинга, используемые в университете в образовательном процессе, при проведении текущего, промежуточного, итогового контроля и государственной итоговой аттестации.

Документарный контроль – вид контроля, осуществляемый на основе изучения и анализа документов на предмет достоверности, точности и оригинальности в целях предупреждения фальсификации и плагиата.

Оцениваемая работа – работа или задание, выполняемые обучающимся в рамках текущего, рубежного и итогового контроля для определения его учебных достижений в определенный период обучения (письменная работа, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа, самостоятельная работа, исследовательская работа, тесты, курсовая работа, диссертация, проект и др.).
Цитирование (ссылка, citation) – отсылка к источнику, указание на то, что используемый материал не является материалом обучающегося. Способы цитирования: прямая речь, косвенная речь.

Реферирование: если высказывание в самом тексте не приводится, однако автор работы ссылается на чужие идеи или информацию.
Ссылка/сноска (reference) – полные данные об источнике, использованном в работе. Если источник не упоминается или не цитируется в работах, на него не надо ссылаться.

Выпускная работа - дипломная работа (проект), магистерская диссертация (проект).

Принципы академической честности участников образовательного процесса:
  • Академическая честность. Академическая честность является основой академического и научного процесса университета.
  • Качество образования. Университет предоставляет возможность лишь лучшим обучающимся завершить свое обучение и несет полную ответственность за качество подготовки кадров, подтверждением которого будет служить диплом НАО «МУК».
  • Соблюдение стандартов, прав автора и его правопреемников. Соблюдение четких, справедливых и объективных стандартов академической честности и признание авторства произведений, являющихся объектом авторского права, посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников информации в оцениваемых и/или публично представляемых работах.
  • Ответственность. Каждый участник образовательного процесса гарантирует добросовестное выполнение своих обязанностей и несет ответственность за обеспечение обязательной проверки на плагиат всех письменных работ (независимо от их характера, содержания и объема), представленных для академических и/или исследовательских целей.
  • Самостоятельность в работе над заданиями, полученными обучающимся для освоения учебного материала и оцениваемыми как учебное достижение: обучающийся самостоятельно выполняет индивидуальное задание или вносит самостоятельный вклад в групповую работу над проектом, степень которого также оценивается.
  • Менторство/наставничество. Преподаватели университета выполняют роль менторов (наставников), прививающих ответственное отношение к принципам и стандартам академической честности, нетерпимость к их нарушению, воспитывающие чувства взаимного уважения и справедливости.
  • Открытость. Прозрачность, свободный обмен информацией и идеями между всеми участниками образовательного процесса.
  • Равенство. Взаимное уважение прав и свобод всех участников образовательного процесса, соблюдение ими настоящего Кодекса и равная ответственность за допущенные нарушения.
  • Требовательность. Каждый участник образовательного процесса предъявляет строгие требования к себе и своим обучающимся в рамках своей системы справедливой и объективной оценки результатов обучения.

    Все участники образовательного процесса имеют право:

  • на ознакомление с настоящим Кодексом;
  • требовать от участников образовательного процесса соблюдения основных принципов академической честности;
  • на свободное выражение собственного мнения в процессе обучения, на беспрепятственное получение и распространение научной, учебной информации и идей с условием соблюдения этических норм и ограничений, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты репутации и прав других лиц;
  • на получение информации, касающейся любых изменений и/или нововведений в документах, регламентирующих отношения в сфере академической честности;
  • на гарантирование конфиденциальности при инициации рассмотрения готовящихся или свершившихся случаях академической нечестности;
    Обучающиеся имеют право:
  • на помощь в обучении цитированию, самоконтролю и проверке собственных работ с помощью лицензированных информационных программ;
  • ППС университета имеют право:
  • проводить экспертизу учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых работ, эссе, отчетов по практике, дипломных и диссертационных работ, научных статей) обучающихся на соответствие принципам академической честности;
  • на получение помощи в обучении пользованию лицензированными информационными программами по проверке письменных работ, диссертаций, проектов на предмет оригинальности;
  • Учебно-вспомогательный персонал университета имеет право:
  • получать точную информацию о текущих заданиях и сроки, необходимые для их качественного выполнения;
  • Административно-управленческий персонал университета имеет право:
  • издавать в пределах своих полномочий акты, регламентирующие работу подразделений по обеспечению принципов академической честности, и обязательные для исполнения всеми участниками образовательного процесса;
    Все участники образовательного процесса обязаны:
  • неукоснительно следовать принципам академической честности;
  • использовать достоверные и надёжные источники информации;
  • соблюдать нормы профессиональной этики в общении со всеми участниками образовательного процесса;
  • препятствовать любой возможности нарушения настоящего Кодекса в пределах своих должностных обязанностей;
    Кроме того, обучающиеся обязаны:
  • выполнять письменные работы, предусмотренные индивидуальными учебными планами (рефераты, курсовые, эссе, отчеты по практике, дипломные и диссертационные работы, научные статьи) на основе собственных идей при указании на авторство и идеи других людей;
  • требовать оценивания только в строгом соответствии с критериями, установленными в Университете и с которыми он был ознакомлен заранее;
  • самостоятельно выполнять все виды оцениваемых работ.
    ППС университета обязаны:
  • осуществлять академический контроль и оценивание знаний и навыков обучающихся в строгом соответствии с критериями, установленными в Университете, с которыми обучающийся был ознакомлен заранее;
  • самостоятельно разрабатывать учебные материалы на основе актуальных академически- и научно-подтвержденных данных;
  • не использовать при оценке учебных достижений обучающихся критерии, которые не были оглашены заранее;
  • быть объективными при оценке учебных достижений, не принимать во внимание просьбы, от кого бы они ни исходили; руководствоваться только установленными в академической политике (политике дисциплины) критериями;
  • строго соблюдать требования информационной безопасности и конфиденциальность при работе с материалами всех видов контроля учебных достижений;
  • предоставлять обучающимся достоверную информацию по всем аспектам образовательного процесса в рамках своей компетенции и использовать формы и методы обучения и оценивания в строгом соответствии с силлабусом преподаваемой дисциплины;
  • обучать поиску и выбору достоверных и надёжных источников, и способам использования сносок, ссылок; правилам цитирования, основанным на международных рекомендациях;
    Учебно-вспомогательный персонал университета обязан:
  • строго соблюдать требования информационной безопасности и конфиденциальность при работе с материалами всех видов контроля учебных достижений.
    Административно-управленческий персонал университета обязан:
  • координировать работу по принятию мер, предусмотренных настоящим Кодексом при нарушении норм Кодекса;
  • разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе выявления фактов нарушения академической честности, в соответствии с настоящим Кодексом, Правилами трудового (внутреннего) распорядка НАО «МУК», а также в соответствии с действующим законодательством;
  • вести учет случаев нарушения принципов академической честности.
    Все участники образовательного процесса не должны допускать:
  • использования во время экзамена/рубежного контроля вне зависимости от формы проведения экзамена любых мобильных телефонов и других передающих, принимающих электронных устройств: смартфонов, коммуникаторов, планшетов, ноутбуков, различных плейеров, многофункциональных часов, беспроводных наушников и других незаконных способов получения информации и/или передачи ее кому-либо другому;
  • списывания и обращения за помощью к другим обучающимся во время экзамена/рубежного контроля, а также предоставления данных или помощи другому лицу во время экзамена/рубежного контроля;
  • пособничества в совершении действий, противоречащих данным правилам;
  • подтасовки фактов и фальсификации (попытка выдать неверные данные за достоверные, подделывание оценки или ответов задания, подделывание записей, подписей в документах и т.д.);
  • продажи или иных путей помощи в покупке и/или продажи заданий, ответов на задания, готовых работ;
    Все участники образовательного процесса имеют право на защиту всеми законными способами от необоснованного обвинения в нарушении Кодекса.

    Настоящим Кодексом предусматриваются следующие виды нарушений академической честности обучающимися, ППС и сотрудниками НАО «МУК»:

  • Плагиат: частичное либо полное присвоение материалов из других источников без предоставления подтверждения авторства или указания источника. Плагиатом считается преднамеренное представление продуктов, произведений и идей других авторов как собственных.
  • Плагиат может проявляться в различных формах:
  • цитирование источника без использования обязательной пунктуации (кавычек) и/или без указания источника;
  • использование чужой работы в качестве своей без указания авторства;
  • перефразирование работы без указания ссылки на источник;
  • подмена реферирования работы копированием;
  • использование чьих-либо идей или аргумента без ссылки на источник или отсутствие автора в списке использованных источников;
  • представление письменной работы как собственной, написанной полностью или частично другим лицом;
  • представление своей курсовой работы (проекта), которая была выполнена для другого курса (автоплагиат).
    Источники, из которых заимствуются идеи, выражения идей или работы других, включают (но не ограничиваются ими): книги, статьи, документы, литературные сочинения и фразы, речи выступлений, химические формулы, художественные работы, лабораторные отчеты, результаты исследований, вычисления и их результаты, диаграммы, разработки, компьютерные отчеты, машинный код/программное обеспечение. Дублирование - предоставление одной и той же работы (части работы), выполненной другим обучающимся, выпускником, бывшим обучающимся. Списывание на экзамене, контрольной работе, при итоговой аттестации (а также использование подсказок, в том числе при устном ответе, использование шпаргалок, заранее заготовленных бланков ответа, учебников и других источников (первоисточников, карт, схем, таблиц), компьютера, планшета, телефона и/или других технических/печатных средств во время выполнения задания, списывание одним обучающимся работы другого обучающегося);

     Сговор:
  • договоренность о выполнении любой оцениваемой работы другими лицами;
  • договоренность участников образовательного процесса о заведомом нарушении принципов академической честности;
  • намеренное уклонение от участия в коллективных видах работы и получение незаслуженной оценки при помощи других;
  • намеренное завышение и занижение оценок при любых видах контроля учебных достижений.
  • Тайное соглашение участников образовательного процесса с целью незаконного предоставления материалов. Примерами тайного соглашения участников образовательного процесса считаются списывание письменной работы, предоставление собственной работы для списывания, выполнение одним обучающимся работы за другого обучающегося; сдача работы, выполненной другим лицом (другим обучающимся, родителем, репетитором, преподавателем и пр.) как собственной, передача данных о содержании теста, контрольной работы, тестовых заданий другим обучающимся без разрешения преподавателя, различные формы коллективного обмана с целью введения в заблуждение других участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, ППС). Коллективная работа не рассматривается как пример тайного соглашения, а является одной из форм организации учебного процесса. Под коллективной работой понимается деятельность в группе над одной учебной задачей. Коллективная работа предполагает открытые формы взаимодействия между обучающимися внутри группы. Результат, достигнутый в рамках коллективной работы, является единым для всех участников группы, что должно быть отражено при любой форме фиксации результата (в устном ответе или в письменной форме) с указанием всех участников группы. Обман:
  • представление ложных оправданий в случае невыполнения, несвоевременного выполнения оцениваемых работ;
  • осознанное содействие обману: позволение списывать с оцениваемой работы, подсказки, предоставление шпаргалок, учебников и других источников информации при осуществлении всех видов контроля учебных достижений;
  • намеренное подделывание или порча оцениваемой работы другого обучающегося;
  • получение частичного или полного материала до проведения контрольных мероприятий с помощью другого обучающегося, преподавателя или сотрудника (тестовых заданий с ответами, экзаменационных билетов и заданий, заданий для письменного экзамена);
  • покупка или иные пути получения работ в ходе выполнения контрольных мероприятий для выдачи их как собственных (курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций и др.);
  • продажа или иные пути помощи в покупке и/или продаже готовых работ в ходе выполнения контрольных мероприятий (курсовых работ (проектов), выпускных работ и др.).
    Фальсификация документов и оценок:
  • подтасовка и предоставление вымышленных данных экспериментов, материалов, опросов, отчетов без фактического выполнения;
  • указание в списке реферируемых источников, незадействованных в написании работы;
  • предоставление поддельных и подложных документов и материалов; подделка оценок, результатов оценивания ответов к заданию;
  • Неправомерное использование информации или устройств:
  • использование информации на электронных, цифровых, бумажных носителях, технических устройств во время выполнения контрольных мероприятий;
  • получение любых ответов работ в ходе выполнения контрольных мероприятий любыми путями;
  • вынос из кабинета и/или копирование с компьютера материалов преподавателя, касающихся выполнения контрольных мероприятий на бумажных и электронных носителях;
  • нелегитимное использование аудио- и/или видеоаппаратуры на занятиях с целью получения записи демонстрационного задания, выполняемого другим обучающимся или с целью получения записи занятия в целом;
  • несанкционированное получение доступа к защищенной информации.
    Выдача себя за другое лицо во время сдачи экзаменов, тестов, выполнения лабораторных работ или других заданий, а также во время диагностических процедур. Создание препятствий и помех - блокирование или препятствование учебной, или научной деятельности других людей в целях получения несправедливой академической выгоды. Дестабилизация аудиторных занятий и консультаций. Любое действие или поведение, нацеленное на срыв занятия или консультации. Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, такой как экзаменационные материалы, тестовые вопросы и другие материалы, в целях получения выгоды. Несанкционированное распространение данных - публикация, распространение или обнародование третьим лицам без предварительного соглашения конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация включает академическую информацию, данные и документы, которые были собраны и хранятся на условиях отсутствия общего доступа.

  • Ответственность за нарушения академической честности несут как обучающиеся, так и ППС, сотрудники НАО «МУК».
  • ППС, АУП и студенческие организации университета ответственны за выявление и предотвращение академической нечестности.
  • Преподаватели гарантируют информирование студентов о том, что работы студентов проверяются на наличие плагиата с помощью соответствующего программного обеспечения и иных достоверных способов, подтверждённых уполномоченными на то должностными лицами университета.
  • Библиотекари обеспечивают обучающихся и преподавателей информацией, материалами относительно оформления использованных в работах ресурсов, библиографии, ссылок с указанием книг, журналов и Интернет-сайтов, которые доступны всем участникам программы для пользования.
  • Дисциплинарное взыскание на нарушение принципов академической честности накладывается руководством вуза по представлению деканатов и дисциплинарной комиссии университета.
  • Участники образовательного процесса должны помнить, что они несут моральную ответственность за нарушение принципов академической честности.
  • Любой случай нарушения академической дисциплины будет рассматриваться на основе принципов беспристрастности, последовательности, справедливости, своевременного разрешения и дальнейшего расследования. Случаи нарушения академической честности рассматриваются в индивидуальном порядке Комиссией по надзору за соблюдением студентами установленных правил.
  • Меры профилактики:
  • тщательный мониторинг организации и проведения всех видов контроля учебных достижений.
  • проверка оцениваемых и/или публично представляемых работ при помощи информпрограммы антиплагиата.
  • внедрение автоматических служб проверки оригинальности работ. Проверка всех выпускных, научно-исследовательских, учебно-методических работ на уникальность текста должна осуществляться с обязательным применением информпрограммы антиплагиата.
  • В целях предотвращения нарушений Кодекса обучающимся при прохождении всех видов контроля запрещается проносить с собой мобильные телефоны; планшеты; калькуляторы; электронные часы с функциями будильника, компьютера или памятью; пейджеры; устройства аудио- и видеозаписи; радио, цифровые плееры; справочные материалы (книги, записи, бумаги и т.д.); портфели, саквояжи и пр.; любую еду; верхнюю одежду; напитки с наклейками и этикетками.
  • Проведение постоянной целенаправленной работы по развитию у всех участников образовательного процесса академической честности, привлечение к выполнению заданий исследовательского характера с формированием навыков, соответствующих культуре научных исследований и научной этике.

    Участники образовательного процесса несут дисциплинарную ответственность за нарушение принципов академической честности. Нарушения академической честности могут быть выявлены:

  • в ходе учебного процесса;
  • при проведении текущего (оценивания) и итогового контроля (промежуточной аттестации/экзаменационной сессии);
  • во время итоговой аттестации (государственные/комплексные экзамены, защита выпускных работ);
  • при проведении научно-исследовательской работы и оценке ее результатов.
  • Решения о взысканиях по факту нарушения настоящего Кодекса выносятся коллегиально, с обязательным привлечением обучающихся университета.

    В случае выявления академической нечестности принимаются следующие меры:
  • при первичном выявлении академической нечестности (случайное, несистематическое, негрубое нарушение: разговоры; повороты; подсказки; безосновательное отвлечение экзаменатора; наличие предметов, запрещенных п.34) во время выполнения заданий/работ, вынесенных на промежуточную (сессию) и итоговую аттестацию:
  • - обучающемуся может быть сделано не более двух устных предупреждений (замечаний) от дежурного преподавателя и/или специалиста офиса регистратора. В случае получения обучающимся третьего предупреждения составляется акт, подписанный преподавателем/экзаменатором и специалистом офиса регистратора. При этом обучающемуся, нарушившему положения настоящего Кодекса, разрешается завершить сдачу заданий/работ, вынесенных на промежуточную (сессию) аттестацию. Акт о нарушении передается декану для регистрации нарушения в специальном журнале и вынесения взыскания с обязательным участием преподавателей соответствующей дисциплины и по рекомендации Комитета студенческого самоуправления. Копия акта и решения о дисциплинарном взыскании подшивается в личное дело обучающегося.
  • В случае невозможности принятия решения по факту нарушения Кодекса на уровне кафедры или деканата, рассмотрение осуществляется Комиссией по надзору за соблюдением студентами установленных правил.
  • - при первичном выявлении грубого нарушения принципов академической честности (использование предметов, запрещенных п.6.2.; допущение видов нарушений, предусмотренных п.5) во время выполнения заданий/работ, вынесенных на промежуточную (сессию) и итоговую аттестацию составляется акт, подписанный преподавателем/экзаменатором и специалистом офиса регистратора. При этом обучающемуся, нарушившему положения настоящего Кодекса, разрешается завершить сдачу заданий/работ, вынесенных на промежуточную (сессию) аттестацию. Акт о нарушении передается декану для регистрации нарушения в специальном журнале и вынесения взыскания с обязательным участием преподавателей соответствующей дисциплины и по рекомендации Комитета студенческого самоуправления. Копия акта и решения о дисциплинарном взыскании подшивается в личное дело обучающегося.
  • В случае невозможности принятия решения по факту нарушения Кодекса на уровне кафедры или деканата, рассмотрение осуществляется Комиссией по надзору за соблюдением студентами установленных правил.
  • в случае выявления рецидива нарушения Кодекса (второй раз за весь предыдущий период обучения) во время выполнения заданий/работ, вынесенных на промежуточную (сессию) и итоговую аттестацию:
  • - составляется акт, подписанный преподавателем/экзаменатором и специалистом офиса регистратора, оригинал передается декану, аннулируются результаты работы обучающегося (выставляется оценка «0» как результат экзамена вне зависимости от количества этапов). Нарушение регистрируется в специальном журнале, выносится решение и передается со всеми документами, подтверждающими факт нарушения Кодекса, в ответственные структурные подразделения. Копия акта подшивается в личное дело обучающегося;
  • - при необходимости декан организует встречу родителей с преподавателем/экзаменатором/научным руководителем и заместителем декана школы или факультета с целью проведения трехсторонней беседы по факту выявления нарушения;
  • - при регистрации более двух случаев нарушения Кодекса, составленный акт передается в Комиссию по надзору за соблюдением студентами установленных правил для принятия решения о дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления.
    В случаях нарушения принципов академической честности в ходе учебного процесса составляется докладная записка ППС или деканом или руководителем подразделения и передается в Комиссию по надзору за соблюдением студентами установленных правил для принятия решения о дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления. Контроль за соблюдением принципов Кодекса в ходе учебного процесса и при проведении текущего контроля возлагается на ППС и руководителя подразделения. Процедуры контроля должны быть отражены в силлабусе. Выявленные нарушения Кодекса актируются в докладной записке и направляются в соответствующую Школу, факультет и/или курирующему проректору. Школы и факультет должны хранить информацию о нарушениях настоящего Кодекса. В случае если декан обнаружил, что нарушение имело место, он должен проверить данные о дисциплинарных и других нарушениях данного обучающегося. В случаях выявления нарушений Кодекса преподавателем или сотрудником выявившее нарушение лицо составляет докладную записку и передает в комплаенс-офис для проведения служебного расследования, по итогам которого мера ответственности определяется Правлением университета вплоть до увольнения.